Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V) По наличию обратной связи






- Односторонняя (R не может влиять на S)

- Двухсторонняя (R может влиять на S)

 

Билет 11. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.

 

 

 

Источник S выбирает из пространства информационных выборов, характеризующихся энтропией Е, одно из сообщений для передачи получателю R. Сообщение кодируется и превращается в кодированное сообщение, поступающее на вход передатчика TR. Передатчик преобразует закодированное сообщение в форму удобную для передачи – сигнал М. Этот сигнал по каналу СН поступает на вход приемника R1. Приемник преобразует сигнал в принятое сообщение, обеспечивает декодирование сигнала и декодированный сигнал поступает к R2.

Цель S: снижение неопределенности R2 в части имеющегося у него уровня неизвестности относительно пространства информационных выборов Е.

Е (пространство информационных выборов) в данной модели связано с понятием энтропии.

Ш-В исходили из того, что и S, и R известен полный максимальный набор информационных выборов или сообщений, из которых S выбирает одно для передачи.

Информационная наполненность сообщения состоит в том, какой из возможных выборов совершит S.

Данный тип модели применим как к техническим, так и к соц. комм-м.

Применительно к простейшему техническому взаим-ю (лекция),

- источником выступает мозг S

- передатчиком – голосовые связи S

- сигнал – звуковая волна

- канал – воздух

- приемник – слух аппарат R

- декодирование – мозг R

Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.

Ш-В первым предложили классическую классификацию коммуникат. шумов.

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.

Виды шумов по Ш-В:

- Механические. Мех.шум N2 (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)

- Семантические. Сем.шумы N1, N3 – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах S и R.

Семантический шум (N1) возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе S.

Семантический шум N1 менее опасен, чем шум N3.

 

Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

 

Замечания по модели Ш-В:

1) Ш-В, опираясь на энтропийную модель, предложили математическую формулу для оценки кач-ва комм-ии

Идеальная комм-я, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.

 

Основные достоинства модели Ш-В:

1. Авторы модели первыми разделили в субъектном плане S и передатчик, приемник и R. Это позволило более точно определить причины и факторы потери информации и ухудшения комм-ии.

2. Предложенные Ш-В классификации коммуникативных шумов универсальны и используются в остальных моделях описания комм-ии

3. Модель позволяет количественно рассчитать параметры эффект-ти взаим-я и выявить те элементы процесса коммуникации, которые наиболее сильно влияют на потерю информации

4. Авторы модели предложили формулу избыточности сообщения как универсальный рецепт компенсации потери информации

Основные недостатки модели Ш-В:

1. Ш-В понимали коммуникацию исключительно в количественном плане. Содержанию сообщений они уделяли малое внимание => оценка качества коммуникации получалась крайне ограниченной.

2. Модель Ш-В носит исключительно односторонний хар-р, коммуникация не рассматривается как комплексный двухсторонний процесс

3. В модели не предусмотрены воз-ти обратной связи, обратного влияния R на S.

 

Билет 12. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

 

Эта модель является развитием модели Ньюкомба и описывает и межличностную, и межгрупповую, и массовую ком-цию. Более того, именно эта модель сумела показать функциональность массовой ком-ции.

Модель показывает каким образом субъект В способен удовлетворить свою потребность в ориентации в отношении совокупности внешних для него объектов О1, О2, О3…Оn. Согласно концепции В. и М.все эти объекты находятся в поле сенсорного восприятия субъекта В. Целью этого субъекта является выработка ориентации относительно этих объектов. Выберем произвольный объект О3 и рассмотрим возможные способы, посредством которых В удовлетворяет свою потребность в ориентации.

Простейший случай – пряма ком-ция, прямое взаимодействие, прямое наблюдение объекта О3. Это происходит по лини О3В.

В том случае если дуга О3В разорвана, прямое взаимодействие с объектом О3 невозможно и потребность в ориентации существует, возникает 2 возможных способа ее удовлетворения. Возникает потребность в дополнительном субъекте типа А. Этот субъект может быть назван очевидцем, субъектом непосредственной ком-ции с объектом. В результате выстраивается элементарный трегольник Ньюкомба О3-А-В. В рамках этого треугольника реализуются все аттитюдные отношения описанные в данной модели. При этом линия О3А обозначает прямое наблюдение очевидцем объекта О3; линия О3АВ – это ком-ция между субъектами А и В на предмет выработки ориентации В относительно О3.

В том случае, если дуга О3А или дуга О3АВ разомкнута, очевидцы недоступны, а потребность существует, формируется объективная необходимость в некоторых социальных субъектах 3 типа, субъектах С. У этих субъектов особая функция. Они появляются в мире только потому, что у большой массы субъектов В, потребителей информации принципиально разорваны дуги О3АВ, О3В и их ориентационные потребности не могут быть удовлетворены. Положение субъекта С между миром объектов и миром аудиторий, в более широком плане – между миром событий и миром людей. Удовлетворяет потребность мира людей в информации о мире событий. Субъект С – это медиа, как социальный субъект нового типа, чьей главной функцией является информационное посредничество, удовлетворение потребностей субъекта в ориентации. Медиа в широком плане – продукт распада традиционного общества и формирования современного мира.

Субъект С у В. и М. – информационный привратник. Важнейшая функция – превращение фактов в события, в новости, отбор фактов, формирование повестки дня. Для субъекта В информационный привратник формирует принципиально новый мир – мир новостей, который всегда отличается от мира фактов. Субъект С не только отбирает новости, но и отбирает субъектов типа А.

Таким образом, в современном мире массовая аудитория, потребители, субъекты В практически полностью зависят от медиа и их картины мира.

Важный элемент данной модели – система обратной связи Fba, Fca, Fbc. В. и М. одними из первых ввели фактор обратной связи как возможность влияния аудитории на источник. В модели обратной связью Fba обозначается прямой запрос на информацию со стороны аудитории к очевидцу. Обратная связь Fca – медийная связь, запрос со стороны медиа, журналистов СМИ к субъектам типа А. Обратная связь Fbc обозначает возможности влияния получателя, аудитории на медиа; эта связь принципиально важна, поскольку она символизирует отсутствие всесильности медиа и их безнаказанности. Аудитория по линии Fbc информирует медиа о своих запросах, а также способна прямо влиять на их политику.

Модель В. и М. объясняет внутренние механизмы ком-ции. Она описывает ком-тивное поведение социального субъекта и выходит на уровень объяснения социальной природы и происхождения МК. Она объясняет функции обратной связи в ком-тивных системах.

 

Билет 13. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

 

В отличие от модели Ш. и В. данная модель настроена на то, чтобы показать какие факторы психологии субъектов побуждают их к вступлению в коммуникацию, как эта коммуникации возможна и каковы вероятные исходы и последствия.

2 субъекта А и В вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего для них объекта Х. Потребности в коммуникации у субъектов определяется их естественной потребностью в ориентации относительно Х или друг относительно друга. Это одна из базовых потребностей.

Модель Н. еще называют ориентационным коммуникационным треугольником.

Для того, чтобы психологически обосновать понятие ориентации, Н. воспользовался понятием аттитюд (в психологии – термин, обозначающий когнитивно обоснованную и аффективно поддержанную расположенность к оценке какого-либо объекта определенной полярности). Аттитюд бывает позитивным (симпатия к объекту и стремление к информации о нем)и негативным (антипатия к объекту и его избегание).

Категория симметрии. Симметрия в данной модели совпадает по направлению субъект-объектных аттитюдов у взаимодействующих субъектов.

Согласно гипотезе Н. к-тивная ситуация имеет исходное стремление к симметрии, т. е. субъекты вступающие в к-цию имплицитно или эксплицитно стремятся к выработке совпадения по направленности отношения к некоторому значимому для них объекту.

Стремление к симметрии в первичном коммуникативном акте обусловлено 2 значимыми социально-психологическими факторами. Во-первых, в симметричной ситуации общение является более эффективным, партнер по взаимодействию более предсказуем и это взаимодействие требует от субъекта меньших усилий по поддержке контакта. Во-вторых. Симметричная ком-ция создает психологически комфортное переживание.

Н. разработал детальную классификацию возможных исходов, результатов ком-тивного взаимодействия. Возможные исходы ком-ции:

1) Предельно симметричная ситуация. Предельное совпадение аттитюдов АХ и ВХ. Имеет место позитивное соотношение межсубъектных аттитюдов. К-ция приводит к еще большему закреплению симметричной ситуации – каждый из субъектов получает подкрепление своего отношения к объекту.

2) Предельно асимметричная ситуация. Имеет место как противостояние межличностных аттитюдов, так и противостояние субъект-объектных аттитюдов. В результате ком-ции каждый из аттитюдов получит свое подкрепление. Усиливается антипатия субъектов друг к другу. Получают свое подкрепление объектные аттитюды.

3)Условная асимметрия. Имеет место в том случае, когда АХ и ВХ до начала к-ции противоположны по направленности. При этом будем считать, что межсубъектные аттитюды АВ и ВА являются позитивными. Результат:

А)Переубеждение. В результате ком-ции один из субъектов меняет свой объектный аттитюд на противоположный. Сохраняются и укрепляются межсубъектные аттитюды.

Б)Псевдосимметрия 1. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов один из субъектов показывает другому, что его субъект-объектный аттитюд изменился на противоположный, но при этом реального изменения аттитюда не происходит (когнитивное искажение). Имеет место, когда для субъектов партнер по ком-ции более значим чем объект дискуссии.

В)Псевдосимметрия 2. Для сохранения позитивных межсубъектных аттитюдов какой-либо из субъектов либо каждый из них убеждает себя в том, что ему удалось изменить субъект-объектный аттитюд партнера по ком-ции. Это позволяет сохранить позитиные межсубъектные аттитюды, хотя реально никакого изменения отношений субъектов к объекту в этом взаимодействии не происходит. Такой эффект имеет место в ситуации относительно равной значимости для субъектов как объекта взаимодействия, так и партнера по взаимодействию.

4)Негативная симметрия. Каждый субъект сохраняет и укрепляет свое исходное отношение к объекту, но при этом происходит инверсия, смена направленности межсубъектных аттитюдов. Для субъектов объект взаимодействия более важен чем партер по взаимодействию.

5)Толерантное согласие с фактами асимметрии и противоречия оценок объекта без изменения межсубъектных аттитюдов. Редко встречается в межичностной ком-ции.

Модель Н. является значимой и полезной в силу того, что она отвечает на следующие вопросы:

1)Что порождает потребность в ком-ции? Отв.: необходимость выработки ориентации.

2)Какова исходная направленность любого ком-тивного взаимодействия? Отв.: стремление к симметрии.

Н. разворачивает и объясняет весь спектр возможных исходов ком-тивного взаимодействия в его психологическом измерении.

Слабые места модели: не объясняет внутренний механизм ком-ции. В ней есть только выходы и входы.

 

Билет 14. Трансакционная модель социальной коммуникации.

 

 

Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий.

Ком-ци начинается когда индивид S1 реагирует на некоторый объект О в поле своего сенсорного восприятия.

На ком-цию влияют:

1)Цели источника S1-A1

- уменьшение неопределенности

- ориентация в среде

- управление сознанием получателя

- возбуждение эмоций у получателя

- управление поведением получателя.

Исходя из этих целей, S1 выбирает объект О.

2)Культура источника – С1.

В широком плане это система разделяемых социальным субъектом убеждений, ценностей, символов, языка, паттернов поведения, которые он разделяет со своей малой группой, большой социальной группой, этнической общностью или территориальной гос-ной общностью. Восприятие или перцепция объекта О на схеме обозначена двумя стрелками.

Отобрав стимул, S1 кодирует его, т. е. преобразует в символы, сигналы, способные перемещаться по каналу. Процесс кодирования связан с использованием языка и очевидно, что на этот элемент процесса ком-ции оказывает влияние культура источника С1. После кодирования образуется сигнал М1, который по каналу CH1 поступает на вход перцепторной системы получателя R1. В том случае, если пропускной способности канала недостаточно для прохождения сигнала М1, ком-ция прекращается.

Если сигнал передан, он поступает на вход приемника R1. У получателя появляется необходимость декодирования сигнала DC1. На процесс восприятия и декодирования оказывает влияние культура получателя С2. Если получатель не способен декодировать полученный сигнал, ком-ция прекращается. Ком-ция становится невозможной в силу 2 факторов:

- несовершенство канала

- несовпадение кодов, культур С1 и С2.

Если получатель R1 декодировал сообщение, возможны 2 следующих его действия:

1)эффект Е1, порожденное декодированным сообщением изменение сознания и/или поведения получателя;

2)запуск контура обратной связи, запуск встречной ком-ции, порожденной получателем и декодированным сообщением М1.

Во втором случае полностью воспроизводится вся компоновка элементов ком-тивного цикла, представленная в прямом взаимодействии. Соответственно данная схема симметричной относительно горизонтальной оси.

Трансакционная ком-ция – субъект попеременно выступает источником и получателем.

Важными элементами данной модели являются ком-тивные шумы. Тен продолжил традицию Ш. и В., он пользуется их классификацией, выделяя механические (N2 и N5), семантические шумы источника (N1 и N4) и семантические шумы получателя (N3 и N6). В данной модели шум определяется как любой источник искажения как объема, так и сигнала сообщения.

Основные характеристики модели Тена:

1)Модель рассматривает ком-цию как систему. Ее системность означает, что изменения любого из составляющих ее независимых компонентов автоматически ведет к изменению всей системы ком-ции. Только изменение, например, цели источника неизбежно повлечет изменение способов кодирования, возможно канала и несомненно эффектов у получателя и обратной связи.

2)Ком-ция в данной модели – целенаправленный процесс. Она в данной версии представляет собой умышленное взаимодействие направленное на порождение некоторого эффекта в сознании или поведении получателя.

3)Ком-ция носит трансакционный характер. Источник и получатель взаимозаменяемы, равноправны. Они способны попеременно обмениваться своими функционалами.

4)Ком-ция носит ярко выраженный субъектный характер. Она зависит от внутренних параметров субъектов взаимодействия – культуры, стереотипов, атрибуций, страхов, комплексов – всего того, что порождает ошибки при кодировании и декодировании, при перцепции и трансляции.

Билет 15.Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.

 

Шумы – факторы, из-за которых количество отправленной информации не равно количеству полученной информации; любой источник искажения как объема, так и смысла сообщения.

Первичная типология шумов (по Ш. и В.):

1)Механические или шумы канала – шумы, которые порождаются техническими факторами, несовершенством канала. По которому передается сигнал.

2)Семантические шумы – шумы, которые порождаются ошибками, несовершенствами при кодировании и декодировании сообщения.

Тен разделил семантические шумы на шумы источника и шумы получателя. Типология шумов по Тену:

1. Шумы источника:

1)Язык, его правильное или неправильное использование;

2)Селективное восприятие – это неосознанное искажение воспринимаемой информации, обусловленное личностными особенностями источника, его эмоциональным состоянием, ситуацией восприятия, заключающееся в отборе из всей полноты потенциального сообщения лишь ограниченные совокупности его параметров.

2.Гораздо опаснее для ком-ции шумы получателя. Они требуют отдельного анализа. Основные факторы, связанные с этими шумами:

1)Избирательность

- избирательное внимание;

- избирательное восприятие;

- избирательное запоминание.

Гипотеза селективной экспозиции – люди избегают информации, противоречащей их сложившемуся мировоззрению и напротив, ищут резонансную информацию. Это смежные факторы равноправного восприятия приятной и неприятной информации.

2)В. Шрамм – внимание к любому сообщению определяет тремя группами факторов: размером ожидаемого поощрения, размером ожидаемого наказания и трудоемкостью восприятия, т. е. объемом требуемых усилий (трудоемкость декодирования, чем труднее декодировать, тем больше усилий).

3)Когнитивный диссонанс. Это понятие, как фильтр, порождающий семантические шумы было впервые обосновано социальным психологом Л. Фестингером. Каждый человек стремится к внутреннему согласию с самим собой, к соответствию между тем, что он знает и тем, что он делает. В случае несоответствия знаний, убеждений и поведения человек делает попытки избавиться от этого дискомфорта. В случае, если не удается компенсировать это несоответствие, наступает когнитивный диссонанс. Диссонанс является мотивирующим фактором, он мотивирует активность человека в сторону своего уменьшения. Наличие диссонанса приводит человека к стремлению от него избавиться, чем сильнее диссонанс, тем сильнее мотив избавиться от него.

Согласно концепции Фестингера, диссонанс может быть устранен изменением любого из противоречащих друг другу элементов:

- изменение внутреннего когнитивного элемента (чувств, поведения);

- изменение среды, ситуации.

4)Следующие факторы, порождающие семантические шумы получателя относятся к области психологии – фундаментальные ошибки атрибуции. Смысл этого термина заключается в следующем. Человек, как правило, склонен делать ошибку, объясняя уже случившиеся ситуации. Эта ошибка порождает группу шумов. Атрибуция – поиск ведущего причинного фактора, атрибута, поиск объяснения ситуации. Ошибка заключается в следующем. Каждый раз при положительном исходе взаимодействия человек приписывает основные заслуги в этом своим личным качествам, отодвигая на второй план факторы ситуации среды, других людей. В случае негативного исхода взаимодействия все происходит наоборот, в качестве объясняющего фактора выдвигается среда, ситуация, другие люди и на второй план уходят факторы личных качеств. Т.е. когда положительная и негативная ситуация меняются местами, происходит инверсия коузальных факторов.

5)Пристрастие к «игре в свою пользу». Людям свойственно оценивать других людей, в том числе в сложном ком-ционном взаимодействии, с опорой на оценку собственных качеств. В этом плане человек в качестве критерия для сравнения выбирает те качества, которые он считает у него развиты лучше чем в среднем по популяции. Человек склонен искать в себе также качества, которые позволяют ему чувствовать себя лучше, чем в среднем по популяции.

 

Билет 16. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.

Семиотический подход опирается на понимание ком-ции как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языком. В семиотике ком-ция – это своеобразная социально обусловленная история жизни и трансформации некоторого живого существа; сообщение – это некоторый смысл, который зарождается в сознании источника, кодируется с помощью языка и далее декодируется в сознании реципиента.

Характеристики семиотического подхода:

1)Центральное понятие – знак;

2)Ключевое внимание уделяется тексту сообщения и получателю;

3)Семиотические модели нелинейны; они показывают отношения, возникающие в процессе движения смыслов;

4)Большое значение придается культурному контексту взаимодействия.

В широком плане предметом семиотического подхода является процесс знакового опосредованного информационного взаимодействия, ком-тивные средства его реализации, каналы по которым передаются сообщения, процесс восприятия.

Современный семиотический подход опирается на две теоретические школы.

Школа структурной лингвистики (Фердинанд де Сосюр). Он рассматривает естественные языки как искусственные знаковые системы, выявляя их структурное взаимодействие и способ отношения знаков внутри языков друг с другом.

Прагматическая школа (Чарльз Пирс). Изучал не отношения знаков друг с другом внутри языка, а отношения знаков, знаковых систем.

Концепция знака Ф. де Сосюра. Сосюр предложил провести строгое разграничение между тремя совершенно различными категориями: языком, как взаимосвязанной знаковой системой; речью, как продуктом использования языка; речевой деятельностью, как процессом пользования языком.

Главный предмет анализа С. – язык, как целостная знаковая система со строгими структурными ценностями. В основе языка лежит категория знака.

Знак по С. – двуединая сущность, единство означаемого (некоторое содержание или смысл, который обозначается знаком) и означающего (форма, которая во внешнем мире соответствует этому означаемому).

Таким образом, в знаке всегда присутствует предмет мысли и форма его выражения. Если в качестве знака функционирует, например, слово, то понятно, что оно существует как соединение понятия и акустического образа.

 

 


Ключевой тезис С. – тезис об исходной конвенциональности знака. С. полагал, что отношения между означаемым и означающим носят конвенциональный (договорной) характер, т. е. они сформировались в результате договора между пользователями знаков. В процессе семиозиса формируется знаковая система; люди договариваются о том, чтобы присвоить определенному предмету или феномену некоторое обозначение, имя. В разных языках одно и то же означаемое получает в качестве означающего разные формы (привет-hello-bonjour)

В середине XX века продолжатель идеи С., лингвист Ельмелев ввел понятия более удобные, чем понятия означаемого и означающего. Это понятия знаковых планов. Любой знак есть единство плана содержания и плана выражения. План выражения знака – форма, в которой он существует и выражается (акустический образ, графическое решение и т. д.) План содержания знака – его значение, внутренний исконный смысл. Отношения означаемое-означающее или отношения содержание-выражение в структурно-лингвистических моделях отвечают критериям:

- у них есть общий значимый признак, задающий единый или исходный функционал;

- ни один знак в данной системе не повторяет остальные.

Правило эффективной ком-ции по С. Для эффективной ком-ции необходимо:

1)в соответствии с целью ком-ции выбрать релевантную парадигму;

2)выстроить эффективную синтагму на базе этой парадигмы.

В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма по С. – это имеющая смысл совокупность элементов парадигмы.

 

Билет 17. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей.

 

Модель С. см в билете 16.

Модель Фреге.

Объект, обозначаемый с помощью знака, называется денотатом данного знака или в логике референтом данного знака. Концепт или десигнат знака – субъективное представление пользователя знака обо всем классе денотатов данного знака. В логике такое представление называется концептом, а в лингвистике – понятием.

 

 


В одной из вершин этого треугольника находится знак или, в вербальной ком-ции, слово. В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком или называется данным словом. Объект –это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности.

В отличие от модели С., Ф. показал зависимость знака от двух феноменов: от мира объектов, денотатов знак обозначается) и от мира концептов (знак выражает концепт).

В логической теории Ф. возвел понятие смысла и значения знака. Смысл знака – это его концепт, а значение – это его объект.

Например, дорожный знак «кирпич», концепт – въезд запрещен; денотат, объект – данная дорога.

По-другому модель Ф. можно представить так:

 

 

 


Треугольник Ф. демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).

 

Билет 18. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей.

 

Модель С. см в билете 16.

Модель Огдена – Ричардса.

 

 

                   
   
Значение, понятие, концепт
 
   
 
   
 
 
Денотат, референт
 
Имя, слово

 

 


В вершине треугольника О.-Р. Находится объект, референт или денотат, данный субъекту ком-ции в ощущениях, названный определенным именем и отражаемый в сознании субъекта в виде определенного обобщенного представления (концепта или понятия).

Во второй вершине треугольника находится концепт – обобщенное представление обо всем классе объектов, возникающих как его мысленное отражение, мысленный образ и выраженный в определенной форме, в форме имени, наименования.

В третьей вершине треугольника находится имя или слово, поставленное в данном обществе в соответствие данному объекту и обобщенному концепту.

Таким образом, в имени выражается значение или смысл знака, заключающийся в концепте.

Преимущества модели О.-Р. заключаются в том, что модель Ф. не разграничивает материальную и идеальную форму знака, отождествляет имя и знак, тогда как модель О.-Р. разделяет их. Знак в этой модели – это единство плана содержания и плана выражения. Знак включает в себя план выражения – имя, слово и план содержания – концепт.

· Объект/денотат называется именем/словом (имя/слово называет объект/денотат);

· Понятие/концепт выражается в имени/слове (имя/слово выражает смысл этого концепта)

· Объект/денотат отражается в понятии/концепте (понятие/концепт отражает смысл объекта/денотата)

Знак – единство формы, замещающей некий предмет, представления об этом предмете и информации о нем.

Знак – это некоторый материальный предмет, явление или событие, выступающее в ком-тивных процессах в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для хранения и переработки информации.

 

Билет 19. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

 

Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение субъект не просто воспроизводит его, но в процессе декодирования создает сообщение на основе собственного понимания, культуры и т. д.

Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека.

Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен.

Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.

 
 

 


Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в го практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию.

Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком.

Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S.

Типы отношений модели П.:

1)объект О – знак О (наименование)

2)знак О – объект О (обозначение)

3)знак О – знак S (интерпретация)

4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом).

Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах.

Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах.

Пирс предложи универсальную типологию знаков.

1.Критерий характера соотношении плана содержания и лана выражения в общей структуре знаков

1)знаки-индексы – знаки, в которых присутствует прямая, смысловая, содержательная связь между планом содержания и планом выражения (дым – знак огня)

2)иконические знаки – знаки, в которых существует связь подобия между планом содержания и планом выражения (карта местности)

3)символьные знаки – ком-тивные знаки, в котрых отсутствует содержательная связь между планом содержания и планом выражения. Это соотношение является конвенциональным (цвета светофора).

2.Критерий характера используемых ком-тиных средств

1)вербальные

2)невербальные

3)смешанные

3.Критерий характера формирования и функционирования

1)системные (включенные в систему)

2)несистемные (одиночные)

Системные знаки существуют как языковые знаки. Эти знаки делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных языков. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков и из соответствующих им рукописных и иных знаков. Знаки искусственных языковых систем делятся на:

- знаки кодовых систем предназначенных для кодирования речи;

- знаки для моделирования непрерывных процессов;

- знаки из которых состоят формулы.

 

Билет 20. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

 

1.Свойство принципиально арбитрарности знака. Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса.

Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход.

Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер.

Свойство арбитрарности знака является первым фундаментальным принципом семиотики, лингвистики и теории ком-ции.

2.Свойство полифункциональности знака. Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

3.Принцип системно-исторической обусловленности знака. Знак всегда является одновременно частью двух по-разному организованных множеств. С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.

4.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

 

Билет 21. Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

1.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образованием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержания и план выражения соединяются на определенный не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, так как отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

2.Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем. Отражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически организованных парных образований. В них одновременно представлены знаки с противоположными планами содержания. Любой функционирующий знак обязательно подразумевает наличие в данной знаковой системе по меньшей мере еще одного знака, образующего с ним бинарную оппозицию планов содержания.

3.Принцип многоуровневости и ограниченности семиотических систем. Любая семиотическая система является таковой только на своем семиотическом уровне. Возможно существование систем знаков менее и более высоких уровней, причем то, что в системах низшего порядка пользователи считают реальностью, в более высоких системах способно выступать в качестве знака.

4.Принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса. Семиотическое отношение, задающее форму и содержание знака, не является раз и навсегда заданным и неизменным. Новые семиотические системы могут образовываться не только на основании элементов предметного мира, но и на базе уже существующих знаковых систем. Т. е. семиотические отношения релятивны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал