Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 29. Понятие и основные характеристики массовой коммуникации.
Существуют широкий и узкий подходы для понимания категории МК. Широкий: МК - любое взаимодействие, в котором одним субъектом ком-тивного процесса выступает общность массового типа. В прикладной комммуникативистике в журналистике, пиар и рекламе, как технологических дисциплинах применяется узкое или операциональное понимание МК. Рассмотрим это понимание. Общие характеристики узкого понимания ком-ции и всех других типов и видов МК: 1) 2 субъекта (источник, получатель) 2) кодирование 3) эффект 4) возможна обратная связь Отличие МК от всех остальных видов ком-ции: 1.Отличие получателя. Получатель – общность массового типа. МК прошла две стадии: 1)Понимание Блумера, Юнга. Юнг, определяя массу, пишет: «В ходе процессов индустриализации возникла масса изолированных и независящих друг от друга индивидов, нуждающихся в то же время в некоторых объединяющих социальных целях и ценностях». Блумер дает несколько характеристик массы: «1)социальное образование гетерогенного состава, широко распределенного по различным социальным группам; 2)она образована из индивидов, которые не знакомы лично, пространственно разделены и не могут взаимодействовать между собой; 3)в общностях этого типа нет лидерства и формальной организации». Ключевая теория этого периода – теория массы как структуры, организованной из невзаимодействующих между собой изолированных индивидов, которые как правило не обмениваются своими оценками, общими ожиданиями. 2)По мере развития теории массовой аудитории, появились иные концепции, которые рассматривают аудиторию как структуру, организованную группу, в которой есть лидеры мнений, внутренние процессы, обсуждения медиа поводов и в результате появились теория двухступенчатого потока ком-ции и теория активной аудитории. Первая рассматривает МК как двухэтапный процесс, при котором медиа информация проникает в сознание лидеров мнений, а далее через каналы межличностной ком-ции они ее транслируют своим референтным группам. Теория активной аудитории отказывается от понимания массы как управляемой, манипулируемой общности и полагает аудиторию СМИ прагматичной, извлекающей из медиа только ту информацию, которая удовлетворяет потребности ее членов. В современной концепции массы существуют гибкие подходы первого и второго периодов. Массовая аудитория претерпевает трансформацию в условиях информационно-коммуникативного общества. 2.Отличия источника. Источник в технологических МК – социальный орган, способный к производству и одновременно к массовому распространению сообщения. При акценте на источник, массовым параметрам аудитории, ее количественной определенности уделяется второстепенное внимание. 3.Отличия каналов. В МК сообщение отправляется через технических организованных посредников – это медиа – средства МК.
Билет 30. Социальные функции коммуникации. Функция в социологии – 1)некоторая роль, которую выполняет элемент системы в рамках ее существования как целого; 2)социальное действие, ставшее стандартизированным; 3)вид зависимости между двумя и более социальными или политическими переменными. Мы будем пользоваться первой и второй категорией ком-ции. Функции ком-ции по Ласвеллу: 1.Надзор, наблюдение за окружающей социального субъекта средой, т. е. наблюдательная функция (социальный контроль). Ком-ция позволяет социальному субъекту, общности постоянно сканировать окружающую среду для того, чтобы получить информацию об угрозах, рисках, возможностях. С помощью ком-ции члены общества получают возможность распространять свое наблюдение среды и выносить ситуацию за пределы своих сенсорных возможностей. Чем лучше реализуется эта функция, тем больше шансов у общности адаптироваться к среде, предвидеть угрозы и выживать. 2.Функция, организующая взаимодействие людей в их ответах на вызовы среды. В процессе эволюции лучше приспосабливаются те общности, которые лучше взаимодействуют, лучше организованы, которые способны решать более сложные совместные задачи, а все это невозможно вне процессов ком-ции. Применительно к МК можно говорить об организационной или регулятивной функции. Масс-медиа выступают площадкой для свободного обмена идей. Этот обмен есть форма организации совместной деятельности. 3.Обеспечение социальной наследственности или функция социализации. Ком-ция позволяет передавать накопленный в сообществе опыт от одного поколения к другому. В дописьменных обществах это наиболее заметно. Ком-ция выступает необходимым механизмом социализации (процесс усвоения вступающим в общество индивидом правил поведения в обществе, его норм и ценностей). 4.Функция развлекательная, рекреационная, отвечающая за получение удовольствия, отдыха, отвлечения от проблем. Также Ласвелл выделял социальные функции ком-циии применительно к трем типам субъектов: источнику, получателю и социальной среде. Целью источника является сохранение социальной системы, той, в которой он выполняет функции источника (функции доминирования в ком-ции, подчинения получателя своим целям). Цель получателя принципиально иная – адаптация к системе, т. е. максимизация поощрений и минимизация наказаний. Если получатель является членом социальной системы, то его поощрение и наказание зависит от того, насколько хорошо он адаптирован к системе.
|