Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Программа государственного междисциплинарного экзаменаСтр 1 из 8Следующая ⇒
ИСТОРИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Программа государственного междисциплинарного экзамена для специальности «050401 – История»
Екатеринбург 2011 Программа государственного междисциплинарного экзамена «История и методика ее преподавания» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011. – 51 с.
Составители: к.и.н., доц. Н.Н. Баженова; к.и.н., доц. З.И. Гузненко (отв. за выпуск); д.и.н., проф. В.Н. Земцов; д.и.н., проф. Г.Е. Корнилов; к.и.н., доц. Г.А. Кругликова; д.и.н., проф. В.А. Кузьмин; к.п.н., доц. О.А. Лыжина; к.и.н., доц. Е.Ю. Рукосуев; к.и.н., доц. Ю.П. Чемякин; к.и.н., доц. Э.А. Черноухов, к.и.н., ст. преп. М.В. Шистеров.
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности «050401 – История» составлена и апробирована преподавателями кафедр исторического факультета ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Предназначена для подготовки и проведения государственного экзамена по истории и методике ее преподавания.
Научные редакторы: доктор исторических наук, профессор Г.Е. Корнилов; кандидат исторических наук, профессор Б.А. Сутырин. Рецензенты: д.и.н., проф. М.В. Попов, к.п.н., доц. И.М. Клименко
Программа обсуждена на заседании Совета исторического факультета УрГПУ Протокол № 5 от 16.12.2010 г. Председатель совета _________ И.М. Клименко
© УрГПУ, исторический факультет, 2011
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для подготовки и проведения государственного экзамена по истории и методике ее преподавания на историческом факультете Уральского государственного педагогического университета. Программа для государственного экзамена по истории и методике ее преподавания составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050401 - История. В Государственном образовательном стандарте сформулированы квалификационные требования к специалисту-историку, учителю истории, которые обусловлены направленностью вузовского образования на формирование творческой личности специалиста, сочетающего нравственную, научно-теоретическую и технолого-методическую готовность по всем областям профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, организационно-управленческой, исследовательской. Программа государственного междисциплинарного экзамена представляет интегрированный вариант отчетности по основным разделам базовых исторических и теоретико-методических курсов, изученных студентами в процессе обучения на историческом факультете, в частности, истории России, всеобщей истории, теории и методике обучения истории. При подготовке к государственному экзамену студенту необходимо обратить внимание на: - фактический материал – исторические факты, законы, закономерности разной степени общности, формулировки основных положений научных теорий, определения понятий; - интерпретационный и смыслопоисковый компоненты, предполагающие выявление и представление связей и отношений зависимости между историческими фактами и объектами, явлениями и процессами, многочисленные интерпретации тех или иных фактов, следствий и результатов; - историко-научный и методологический материал, позволяющий студенту раскрыть процесс зарождения, становления и развития научного исторического знания в логике борьбы научных идей по тому или иному историческому факту, событию, личности и т.д. Одним из результатов освоения студентом основной образовательной программы по специальности «История» должна быть сформированность у него умений выполнять широкий комплекс мыслительных операций, аналоги которых в той или иной степени они должны выполнять в своей будущей профессиональной деятельности, например, умение анализировать роль и степень влияния разных факторов и условий на характер протекания учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, определять наиболее значимые из них. Введение новых критериев качества подготовки учителя истории в вузе обусловило новые требования не только к содержанию, но и к форме предъявления программы на государственном экзамене. Каждый раздел предлагаемой программы теперь содержит не только вопросы, но и свернутое толкование темы. Программа является не только средством проверки уровня знаний, но и средством развития личности. Предлагаемая вниманию студентов программа выполняет две основные функции: 1. Диагностирующая функция - на государственном экзамене выпускнику предстоит высказать свои суждения по темам, обозначенным в разделах программы, чтобы показать и доказать соответствие и адекватность своих знаний и умений государственным квалификационным требованиям, представить их не только на уровне воспроизведения, но и на уровне его продуктивного применения в будущей профессиональной деятельности. 2. Дидактическая функция- программа помогает выпускнику дать исчерпывающий ответ на каждый из вопросов. Говоря о фундаментальной подготовке будущего учителя, следует иметь в виду, что историк только в том случае сумеет понять и верно оценить тот либо иной исторический факт, событие явление, эпоху, если он овладел в достаточной мере профессиональной речью, использует соответствующую систему понятий и терминов, получил необходимую теоретическую и методологическую подготовку. При ответе на вопросы государственного экзамена при помощи данной программы выпускнику следует четко представлять самую структуру предполагаемого ответа: в первую очередь, необходимо уделить внимание теоретической сущности явлений и понятий, заложенных в вопросах экзаменационного билета. Следует показать тенденции развития человеческого общества в тот или иной отрезок исторического времени, общее и особенное в развитии отдельных стран и народов, место России во всемирном историческом процессе и особенности ее исторического развития. Затем следует обратиться к содержанию рассматриваемых явлений и событий, показать их взаимосвязь, историческую обусловленность и закономерность, раскрыть собственное знание понятийного и терминологического аппарата соответствующей эпохи. Наконец, при ответе на вопрос необходимо остановиться на значении фактов и исторических событий для последующего развития общества, отразить состояние изученности и отражения проблемы в историографии. Таким образом, проведение государственного экзамена по истории и методике ее преподавания нацелено на развитие мотивации познавательной деятельности студента и на выявление уровня теоретической и методической подготовки выпускника к решению профессиональных задач специалиста. Цель программы: научно-теоретическая и методическая подготовка выпускника к педагогической деятельности в образовательных учреждениях в качестве учителя истории. Задачи программы: • формирование современного теоретического и методологического уровня исторической подготовки выпускника; • овладение системой понятий, знаний, умений и навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью; • знание критериев и способность к оценке исторических фактов, явлений и событий; • развитие мотивов самосовершенствования в профессиональной деятельности. Программа включает в себя, кроме пояснительной записки: - извлечения из нормативно-правовых документов по вопросам итоговой аттестации выпускников вузов; - рекомендации студентам по подготовке к государственному экзамену; - критерии оценивания устного ответа студентов на государственном экзамене; - содержание государственного экзамена по трем его составляющим: всеобщей истории, истории России, теории и методики обучения истории; - списки основной и дополнительной литературы, которой студенты могут воспользоваться при подготовке к государственному экзамену.
|