Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к структуре и содержанию образовательных программ магистратуры
5.1 Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет. 5.2 Образовательная программа магистратуры содержит: - теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин; - профессиональную практику (педагогическую, производственную, исследовательскую); - научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры; - экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры; - промежуточную и итоговую аттестации. 5.3 Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования. На «входе» магистрант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно. При отсутствии необходимых пререквизитов магистранту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в магистратуре начинается после полного освоения магистрантом пререквизитов. 5.4 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов. Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 1 или 2 кредита. 5.5 Во всех формах учебных планов магистратуры используется единая система кодировки учебных дисциплин. Каждая дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого магистранты сдают итоговый контроль в форме экзамена. 5.6 Образовательные программы магистратуры проектируются на основании модульной системы. 5.7 Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. 5.8 В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 47% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 50% отводится на дисциплины обязательного компонента и 50% - на дисциплины компонента по выбору. В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 50% (со сроком обучения 1 год) и 35% (со сроком обучения 1, 5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 55, 5% и 50% соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 44, 5% и 50% соответственно – на дисциплины компонента по выбору. 5.9 В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 53% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 11% отводится на дисциплины обязательного компонента и 89% - на дисциплины компонента по выбору. В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла ПД составляет 50% (со сроком обучения 1 год) и 64% (со сроком обучения 1, 5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 11% и 17% соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 89% и 83% соответственно – на дисциплины компонента по выбору. 5.10 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. 5.11 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно. При этом учитываются ожидания работодателей и потребности рынка труда. 5.12 Структура образовательной программы магистратуры также предусматривает: - практическую подготовку магистрантов: различные виды практик, профессиональных стажировок и выполнение магистерской диссертации; - научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу магистранта. 5.13 Содержание образовательной программы магистратуры по научному и педагогическому направлению устанавливаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
5.14 Содержание образовательной программы магистратуры по профильному направлению устанавливается в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
5.15 Магистрант, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля. 5.16 Содержание образовательной программы педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру, устанавливается в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
5.17 Магистерские программы по специальностям в области информационных технологий предусматривают обучение также на английском языке. При этом увеличивается количество кредитов, выделяемых на изучение английского языка (профессионального).
Требования к планированию содержания образования 6.1 Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения. 6.2 Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др. 6.3 Программа образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ специальностей и учебных дисциплин. 6.4 Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов. 6.5 Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП). ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям магистратуры на основе государственных общеобязательных стандартов образования и утверждаются уполномоченным органом в области образования. В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексного экзамена, написания и защиты магистерской диссертации) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов. 6.6 В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору. 6.7 На основе ТУПл и КЭД по специальности магистрант с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого магистранта отдельно. В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД. Объем каждой дисциплины обязательного компонента и общее количество кредитов компонента по выбору, осваиваемых магистрантом, должны быть не менее чем это установлено ГОСО. 6.8 РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета. РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя. 6.9 Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются вузом самостоятельно. 6.10 Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые и силлабусы. 6.11 Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования. 6.12 Силлабусы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются вузом самостоятельно. При этом разработка силлабусов по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно. 6.13 Магистрант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научного руководителя. 6.14 Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы: - ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться); - научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности); - практика (программа, база, сроки и форма отчетности); - тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой; - план выполнения магистерской диссертации; - план научных публикаций, стажировок. 6.15 Учебные занятия в магистратуре должны проводиться с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения. 6.16 При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы магистратуры согласно Приложению 1 (для научного и педагогического направления) и Приложениям 2 и 3 (для профильной магистратуры).
|