![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систематическая классификация методов в психологии по Ананьеву
Организационные методы: - по возрасту (сравнительный метод) - лонгитюдный метод (м-д длительного исследования от 1, 5 мес и больше) - метод продольных срезов (мини - лонгитюд до 1, 5 мес в течение года) - метод поперечных срезов (единоразовое измерение показателей) - опрос (беседа, интервьюирование) - анкета - комплексный (используется в междисциплинарных исследованиях)
Эмпирические методы: - опрос · устный · письменный · свободный - беседа (не ограничено по времени, разговор на равных) – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. - интервью (ограничено по времени, более структурировано, интервьюер – корреспондент (респондент) интервью берется по согласию, целенаправленные вопросы, результат интервью фиксируется, корреспондент готовится к интервью, собирает материалы, интервью можно брать у группы) - наблюдение · включенное · невключенное · открытое · скрытое · естественное · лабораторное - тесты · тесты – опросники · тесты - задания · проективне тесты - эксперимент · констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, · обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; · лабораторный · естественный (отличаются условиями проведения) - биографический метод - метод контент – анализа · анализ продуктов деятельности · метод изучения документов
Группа методов обработки данных: - методы качественной обработки (дается качественная характеристика) - метод количественной обработки (статистическая, математическая обработка данных, подсчет среднего балла, процентного соотношения, составление диаграмм, корреляционный анализ)
Методы интерпретационные: - генетическая интерпретация (учитывается возраст, пол) - структурная интерпретация (научная интерпретация, моделирование)
Тесты: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты. Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Этот термин (тест) вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944) «Умственные тесты и измерения» в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона. В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения (2).
|