![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация наблюдений
B зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений: - включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности.При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем; - стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы " со стороны". П о характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений: - скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или " замаскирован" под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, " извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру); - открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе. В зависимости от объекта наблюдений, противопоставляют друг другу два вида: - внешнее, за поведением других людей; - интроспекцию (от лат. " гляжу внутрь", " всматриваюсь"), то есть самонаблюдение. Относительно времени исследования различают наблюдение: - однократное, единичное, производимое только один раз; - периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени; - - лонгитюдное (от англ. " долгота"), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени. По характеру восприятия наблюдение может быть: - сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты; - выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.д.) Пo характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на: - констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты; - оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. (используется шкала рейтинга). По степени стандартизированности процедур выделяют: - свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы; – структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (18).
|