![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды вопросов в анкете
По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп; 2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих; 3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией. Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса: а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа " да - нет", " верно -неверно", " согласен — не согласен" и т. д.); б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. " меню ответов", где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: " Какие лекции вы посетили на этой неделе? - социологию - религиоведение - философию в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: полностью согласен, согласен, но бывают исключения, не знаю… В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. П рямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Косвенный вопрос, связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: " Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции". Как Вы думаете, почему? " или " Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе? " По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы. Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная " анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: " Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?... Каково качество практических занятий но психологии общения?... Внимание! Вопросы для всех". Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц. Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты (18).
|