![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды вопросов интервьюера
По отношению к цели исследования обычно выделяют два вида вопросов: · процедурные (или функциональные), направленные на оптимизацию хода опроса (в том числе выявляющие степень информированности респондента об условиях его проведения, о цели интервью, а также способствующие установлению и поддержанию контакта с интервьюером) · тематические. информационные, по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы. По своему содержанию вопросы подразделяются на:
В зависимости от характера ответов вопросы могут предполагать получение · кратких, односложных · нераспространенных ответов или распространенных · пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов По форме ответов существуют вопросы:
Основные правила составления вопросов для интервью:
1) каждый вопрос должен быть логически однозначным, не содержащим в себе нескольких относительно автономных частей, требующих различных ответов; 2) следует избегать употреблений малораспространенных иностранных слов, специальных терминов, слов с неопределенным значением, затрудняющих работку респондентов; 3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их; целиком и ответить только на часть или же вообще отказаться от ответа; 4) предпочтение отдастся конкретными вопросам перед абстрактными или обобщенными, так как достоверность информации, касающейся отдельных случаев или позиций, обычно заметно выше, чем информации, запрашиваемой " в целом", т. с. предполагающей пренебрежение частными ситуациями. Лучше задать несколько конкретных вопросов в пределах одной темы, чем один вопрос типа " Как вы обычно поступаете..."; 5) в случаях необходимости получения сведений дискуссионного характера или не вполне приемлемых для публичного выражения респондентом, целесообразно, придавать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается выведением в обсуждение соответствующей воображаемой ситуации, касающейся самого опрашиваемого (скажем, в будущем) или любого неопределенного лица (к примеру, " одного студента", " юношу вашего круга" и т.п.), идентификация с которым не представляла бы для него особых затруднений; 6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком личные, не выносить в начало интервью. Известно, что чем далее вшиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказатся от продолжения беседы; 7) если речь заходит о предмете, в котором опрашиваемый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал. Тогда сами вопросы будут оставаться краткими; 8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты предлагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента не означали для него потерю престижа, оскорбление самолюбия (18).
|