Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика информационной базы экономического анализа
Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. В зависимости от источников получения информации она подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Наибольшую роль в информационном обеспечении анализа играет внутренняя информация, к которой относятся все виды хозяйственного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, учредительные документы, юридическая, проектная и другая техническая документация. Внутренняя информация отражает функциональную структуру выпускаемых изделий, их качество, уровень техники и технологии их производства, степень автоматизации управления и всех сторон деятельности хозяйствующего субъекта, нормативно-плановая документация и бизнес-план, акты аудиторских и плановых проверок. Основным источником информации для внешних пользователей является бухгалтерская публикуемая отчетность. Поэтому представление качественной бухгалтерской информации — одна из приоритетных задач менеджмента компании. Возможны ситуации, когда публикация финансовой отчетности может спровоцировать финансовый крах компании. Поэтому необходимо принимать во внимание аспекты, связанные с конфиденциальностью, согласно которой опубликованная информация не должна приносить ущерб интересам предприятия. Внутренние источники информации можно сгруппировать следующим образом: 1) учредительные документы; 2) первичные документы, фиксирующие состав основных и оборотных средств и их оценку; 3) первичные документы, отражающие хозяйственные операции и вызываемые ими движения денежных средств, а также доходы и расходы хозяйствующего субъекта; 4) проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты и др.); 5) юридические документы, фиксирующие отношения с инвесторами, поставщиками и покупателями, заемщиками, эмитентами и вкладчиками; 6) данные аналитического бухгалтерского учета; 7) данные оперативного учета; 8) данные статистического учета; 9) бухгалтерская отчетность, включая все приложения и пояснительную записку; 10) оперативная и промежуточная отчетность; 11) статистическая отчетность; 12) акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, заключения коммерческих банков, судебных органов; 13) планово-нормативная документация; 14) материалы, характеризующие личный состав персонала, особенно руководящий состав анализируемого хозяйствующего субъекта; 15) бизнес-планы. Оперативность информации – одно из важнейших условий организации правильного учета, анализа и контроля на всех предприятиях различных форм собственности. Однако действующая сейчас система бухгалтерского и статистического учета этому требованию в полной мере не отвечает. В лучшем случае она используется как исходный материал для составления бизнес-планов на будущее. Рациональная система информации предполагает сокращение объема передаваемых данных путем строгого отбора необходимой информации (удовлетворяющая определенным критериям) из огромного массива данных, при этом затраты времени на сбор, обработку и использование данных должны быть минимальны. Экономическая информация крайне неоднородна; схема взаимосвязей отдельных ее видов отличается известной сложностью, к тому же отчетливо проявляется тенденция к их дальнейшему усложнению. Так, наряду с систематическим ростом объема информации ощущается нехватка ее для принятия управленческих решений. В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей информационной системы слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных информационных систем, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими информационными системами, часть задач - вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий. При этом бухгалтерская подсистема является наиболее важной, так как она выполняет ведущую роль в управлении потоком информации о состоянии объекта управления и направлении ее во все подразделения предприятия, а также внешним пользователям.
|