Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и порядок формирования финансовой информации в системе бухгалтерской отчетности
Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Финансовое положение компании раскрывается посредством представления информации об ее активах, обязательствах и капитале (данные баланса); финансовые результаты – путем раскрытия данных о доходах и расходах (данные отчета о финансовых результатах), информация об изменениях в денежных средствах и их эквивалентов содержится в отчете о движении денежных средств. В информации финансовой отчетности заинтересованы существующие и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие кредиторы, покупатели, фискальные органы, общественность. Однако приоритетными пользователями финансовой отчетности с позиций МФСО являются инвесторы. Международные стандарты исходят из того, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора — неважно, собственника или кредитора. В этом заключается главное отличие от российского учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения результатов деятельности объекта собственности. Другое концептуальное отличие МСФО состоит в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой (рыночной) стоимости. Таким образом, выделим основные особенности развития системы МСФО: • приоритет баланса; • отказ от исторической (первоначальной) стоимости; • замена концепции собственности концепцией контроля (принцип имущественной обособленности организации МСФО не декларируется); • переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оценок к нетто-оценкам; • отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения: • учет по методу начисления, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения. Применение этого метода означает, что на каждую отчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании; • непрерывность деятельности компании. В соответствии с этим принципом при составлении финансовой отчетности подразумевается, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. В случае ожидания прекращения деятельности компании, ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости. Допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено. Практическая реализация этого допущения на отечественных предприятиях приводит к тому, что при отражении активов в бухгалтерском учете юридическая форма превалирует над экономическим содержанием. Например, организация в коммерческих целях приобрела здание и начала пользоваться им, извлекая экономические выгоды, однако государственная регистрация здания еще не осуществлена. В соответствии с российским законодательством данный объект учета нельзя отнести к основным средствам (он должен числиться в составе капитальных вложений), не допускается в данном случае и начисление амортизации, что негативно сказывается на достоверности представляемой финансовой отчетности: искажается информация о реальной стоимости активов, а также о расходах организации. МСФО позволяют избежать подобных несоответствий. В соответствии с МСФО качественные характеристики являются «атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей» МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики: понятность, сопоставимость, уместность и надежность. Две первые характеристики касаются представления информации, две последующие — ее содержания. Понятность означает доступность информации для понимания пользователем, имеющим достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставимой внутри компании по отчетным периодам, а во внешней среде с информацией других компаний. Это позволяет проследить тенденции изменения финансового положения компании и результатах ее деятельности. Уместной считается информация, влияющая на экономические решения пользователей, помогающая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждающая или исправляющая прошлые оценки. Качественные характеристики информации тесно взаимосвязаны. На уместность информации значительное влияние оказывает ее существенность. Существенной считается информация, пропуск или искажение которой могут серьезно повлиять на принятие пользователями управленческих решений. Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны включаться в состав более крупных статей аналогичного назначения. Точных количественных критериев существенности не существует, хотя в отдельных положениях утверждается, что статьи, превышающие 5% общего итога по данному отчету, следует рассматривать как существенные. Надежность означает отсутствие в информации существенных ошибок. Залогом надежности информации служит соблюдение следующих условий при ее раскрытии: • правдивое представление; • преобладание сущности над формой; • нейтральность; • осмотрительность; • полнота; • существенность. Концептуальная схема составления финансовой отчетности предприятия разработана на основе того, что ее главной целью является обеспечение информационных потребностей инвесторов. Информационная политика компании, особенно имеющей листинг на бирже, в основном направлена на удовлетворение запросов инвесторов через более информативные форматы отчетности. Одним из необходимых условий для принятия инвестиционного решения служит доверие к отчетности, которое позволяет улучшить качество раскрываемой информации исходя из потребностей приоритетной группы пользователей. Современный менеджмент старается удовлетворить интересы приоритетной группы пользователей - инвесторов и кредиторов через более информативные форматы отчетности. Появление данной тенденции определяется ростом влияния нефинансовых факторов на стоимость компании, среди которых политика раскрытия информации принимает особую важность для роста доверия к компании со стороны инвесторов. В процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета происходит заимствование опыта экономически развитых стран. Сегодня к этим требованиям необходимо добавить прозрачность формируемой информации. «Прозрачная» отчетность должна подчиняться строгим нормативам, данное требование необходимо ввести в нормативную базу российского законодательства, что повысит качество формируемой отчетности. Структура финансовой отчетности и форма представления информации, предложенные стандартом, достаточно гибки, что позволяет применять их на предприятиях разных видов деятельности, а также для составления сводной отчетности.
5. Общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, приложения к балансу и других. Бухгалтерская отчетность[1]составляется в соответствии с гл. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в которой указывается, что все организации обязаны ежемесячно составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Она различается по видам деятельности организаций: кредитных, страховых организаций, бюджетных учреждений и иных организаций. В состав отчетности входят следующие формы отчетов: · бухгалтерский баланс (ф. № 1); · отчет о финансовых результатах (ф. № 2); · отчет об изменениях капитала (ф. № 3); · отчет о движении денежных средств (ф. № 4); · приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); · отчет о целевом использовании полученных средств(ф. № 6); · пояснительная записка; · аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту; · иные отчеты. Кроме форм № 1, № 2, которые являются квартальными, все остальные формы отчетности – годовые. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному. Для акционерных обществ открытого типа, банков, страховых организаций, инвестиционных и иных фондов, предусмотрена публичность отчетности. Это означает, что не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, бухгалтерская отчетность организации публикуется в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Следует отметить, что бухгалтерская отчетность – это единственная часть бухгалтерской документации, которая не является коммерческой тайной организации. Бухгалтерский баланс, в котором отражается финансовое состояние предприятия на конкретную дату, содержит информацию об имуществе, обязательствах и капитале предприятия. Анализ бухгалтерского баланса связан с рассмотрением каждой статьи актива с позиции ее ликвидности; статьи пассивов оцениваются с точки зрения срочности требований к погашению обязательств и возможных источников их погашения. Информация о собственном капитале рассматривается с позиции способности предприятия сохранять свою финансовую устойчивость. Информация отчета о финансовых результатах в процессе анализа позволяет составить представление о способности предприятия распоряжаться своими ресурсами и обеспечить прибыльное функционирование в долгосрочном плане. Отчет об изменении капитала имеет целью дать информацию об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения. Поэлементный анализ данного отчета позволяет охарактеризовать способность предприятия к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения статей отчета может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов. Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки способности предприятия обеспечивать превышение поступлений денежных средств над платежами. При рассмотрении статей данного отчета ключевым показателем является результат изменения денежных средств от операционной деятельности, поскольку именно он характеризует устойчивость дополнительного притока денежных средств на предприятие.
Рассмотрим основные показатели деятельности организации, которые можно оценить по основным формам бухгалтерской отчетности (таблица №1). Таблица 1 Характер информации содержащейся в формах бухгалтерской отчетности
Состав показателей может меняться на разных стадиях развития компании. На начальном этапе развития важны показатели отдачи от капиталовложений. Когда компания достигает зрелости, то оценке подлежат показатели доходности, структуры капитала и рентабельность активов (отдача на заемные и собственные средства, на акционерный капитал). На выбор показателей оценки влияет специфика отраслевого рынка деятельности организации, но независимо от специфики в любой отрасли ключевым показателем является расчет на единицу произведенной продукции, оказанной услуги или осуществленной работы.
6. Особенности информационной базы специальных видов анализа: инвестиционного, маркетингового, инфляционного и анализа денежных потоков Инвестиционный анализ Инвестиционный анализ - это комплекс методических и практических приемов и методов разработки, обоснования и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения. Для инвесторов более важным, чем бухгалтерский баланс, является «Отчет о финансовых результатах», т.к. в нем содержится динамическая информация о доходах и расходах предприятия; так же здесь выделяются три основные компоненты, формирующие чистую прибыль: прибыль от основной деятельности, прибыль от прочих видов деятельности, налог на прибыль. Большое значение приобретает информация об изменении капитала (форма №3). Учредители организации ожидают сохранения и приумножения капитала и получения на него текущего дохода – дивидендов. В указанной форме изменение капитала представлено за текущий и отчетный период (подлежащее формы) по всем основным составляющим (сказуемое формы) – уставный капитал, добавочный, резервный капитал и нераспределенная прибыль. Предложенная форма позволяет увидеть не только общее изменение капитала, но и оценить «качество» этого изменения в результате раскрытия источников его роста (уменьшения).
Маркетинговый анализ Особое место в системе внешней информации занимает маркетинговая, иногда называемая разведывательная. Она наиболее сложна, неопределенна и в какой-то мере рискованна. Наблюдение за рынком, находящимся в непрерывной подвижности, за действиями конкурентов, за изменением цен, качеством и биологической чистотой продаваемого товара тем более затруднено. К тому же и запросы потребителей очень переменчивы. Разведывательная (внешняя) система маркетинговой информации формируется группой дистрибьюторов-менеджеров, маркетологов, брокеров, коммивояжеров, которые должны быть не только отменными профессионалами, образованными специалистами, но и обладать чувством интуиции, своеобразным коммерческим чутьем. Важной частью маркетинговой информационной системы является принятие оптимальных управленческих решений. Степень рациональности определяется тем, насколько правильно принято управленческое, истинно оптимальное решение (из десятков, сотен альтернативных). Без специальных приемов экономического анализа, без строения нужных экономико-математических моделей достичь этого невозможно. Важное место в маркетинговой информации занимает реклама, с помощью которой можно привлечь значительное число покупателей того или иного товара.
Инфляционный анализ Конкретным выражением инфляции является рост уровня цен на товары, уменьшение покупательной способности денег. Чем выше рост цен, тем больше уровень инфляции, тем больше разрыв между номинальной и реальной стоимостью дохода организации. Инфляция оказывает существенное влияние на финансовые результаты организации, особенно если она более 3-5% в год: 1. Инфляция обесценивает все доходы и поступления организации и в случае отсрочки входящих платежей она недополучает часть причитающегося ей дохода. 2. Инфляция ведет к неоправданному росту потребности в оборотных средствах, т.к. многие виды затрат заложены в себестоимость продукции (работ, услуг) в ценах прошлого периода и не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. 3. Инфляция искажает реальную стоимость капитала организации, его активов и обязательств. 4. Финансовые отчеты о результатах деятельности не всегда могут быть объективны, т.к. различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью (дебиторская задолженность теряет свою стоимость, а кредиторскую задолженность можно покрыть деньгами со сниженной покупательной способностью). 5. Высокая инфляция затрудняет и уменьшает инвестиционную деятельность. 6. Замедляется процесс простого воспроизводства капитала. И т.д. Все это обуславливает необходимость в процессе принятия управленческих решений использовать методы, позволяющие оценивать потери организации в результате воздействия факторов, влияющих на уровень инфляции. В «Отчете о движении денежных средств» (форма №4) показано влияние изменения курса валют на изменение рублевого потока денежных средств.
Анализ денежных потоков В целях бесперебойного функционирования организация должна располагать оптимальной суммой денежных средств. Недостаток средств может привести к неплатежеспособности, снижению ликвидности, убыточности и даже прекращению функционирования организации. Избыток денежной массы, не вовлеченной в оборот, для организации также негативен, так как не приносит дохода и в связи с инфляцией обесценивается. Следовательно, необходим систематический детальный анализ и оценка денежных потоков в организации. Поступление (приток) денежных средств называется положительным денежным потоком, выбытие (отток) денежных средств — отрицательным денежным потоком. Разность между положительным и отрицательным денежными потоками по каждому виду деятельности или по хозяйственной деятельности организации в целом называется чистым денежным потоком. Информация о денежных потоках может быть получена из формы № 2 («Отчет о финансовых результатах»), а также из формы № 4 («Отчет о движении денежных средств») бухгалтерской отчетности. Информация, которая содержится в отчете о движении денежных средств, связывает и дополняет данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Данные в указанной форме отражены за два года (позволяет выявить изменения денежных средств в динамике). В форме выделены три потока денежных средств – от обычной, инвестиционной и финансовой деятельности с расшифровкой направлений потока (в т.ч. новые направления деятельности предприятия). Так же в указанной форме расшифровываются денежные средства на оплату труда, более полно раскрыты результаты финансовой деятельности, показано влияние изменения курса валют на изменение рублевого потока денежных средств.
|