![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений.
Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований: 1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени; 2) содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, мотивацию, контроль при реализации решений; 3) быть устойчивым к возможным ошибкам в определении исходных данных; 4) готовиться, приниматься и выполняться с учетом возможных нештатных ситуаций; 5) быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение; 6) быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий; 7) предусматривать возможность проверки и контроля исполнения. Факторов, влияющих на качественный уровень управленческих решений, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы: а) ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относятся изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления и др.; 6) поведенческого характера, связанные с мотивами, ценностными ориентациями, уровнем требований, готовностью идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения. Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленческих решений. В практике принятия решений на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться. Качество управленческого решения зависит и от таких факторов, как: качество исходной информации, определяемое ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок; 1) оптимальный или рациональный характер принимаемого решения; 2) своевременность принимаемых решений, определяемая скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения; 3) соответствие принимаемых решений действующему механизму управления и базирующимся на нем методам управления; 4) квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; 5) готовность управляемой системы к исполнению принятых решений. Причины, влияющие на качество принимаемых решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, психологический характер. В их числе: § значительный объем принимаемых решений. Если в год руководитель подписывает от 300 до 1000 и более приказов, то ему лично трудно обеспечить высокую степень их обоснованности; § рассогласованность вновь принимаемых решений с предыдущими, дублирование; § трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням. При прохождении по «вертикали» решение не должно расходиться с интересами отдельных иерархических уровней; § принятие псевдорешений, т.е. решений, не имеющих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку, пожелания («обратить внимание», «повысить», «принять необходимые меры», «усилить требования» и т.п.); § недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений; § отсутствие процедуры согласования решений; § установление нереальных сроков для исполнения работы («мобилизующие» сроки могут быть лишь исключением и не должны превращаться в систему); § принятие решений под влиянием эмоций и др. Способность найти причины появления решений низкого качества ограничит возможность их возникновения на разных этапах процесса разработки и исполнения и тем самым будет способствовать повышению эффективности решений.
|