Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процентные ставки по операциям Банка России, % годовых






Назначение Вид инструмента Инструмент Срок c 03.08.15
Предоставление ликвидности Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам) Кредиты «овернайт»; сделки «валютный своп» (рублевая часть); ломбардные кредиты; РЕПО 1 день 12, 00
Кредиты, обеспеченные золотом1 1 день 12, 00
от 2 до 549 дней2 12, 50
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами1 1 день 12, 00
от 2 до 549 дней2 12, 75
Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами3 от 1 до 3 недель4, 3 месяца, 18 месяцев4, 5 11, 25
Ломбардные кредитные аукционы3, 4 36 месяцев 11, 25
Аукционы РЕПО и валютный своп от 1 до 6 дней6, 1 неделя 11, 00 (ключевая ставка)
Абсорбирование ликвидности Операции на открытом рынке (максимальные процентные ставки) Депозитные аукционы от 1 до 6 дней6, 7, 1 неделя
Операции постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам) Депозитные операции 1 день, до востребования 10, 00
Справочно: Ставка рефинансирования 8, 25

 

1 С 30.06.2014 по 15.12.2014 кредиты на срок до 90 дней предоставлялись по фиксированной процентной ставке, на срок от 91 до 549 дней - по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России. С 16.12.2014 кредиты на срок от 2 до 549 дней предоставляются по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России.
2 До 30.06.2014 кредиты предоставлялись на срок от 2 до 365 дней.
3 Кредиты, предоставляемые по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России.
4 Аукционы проводятся нерегулярно.
5 До 16.10.2014 кредиты предоставлялись на срок 12 месяцев.
6 Операции «тонкой настройки».
7 Максимальная процентная ставка по депозитным аукционам на сроки от 1 до 6 дней установлена с 17.02.2014.

Таким образом, Банк России при проведении своей процентной политики использует достаточно дифференцированную шкалу процентных ставок. При этом он стремится к тому, чтобы с помощью процентных ставок по своим операциям сформировать своеобразный «процентный коридор» денежного рынка, верхней границей которого являются ставки по однодневным кредитам (овернайт), а нижней  - ставки по однодневным депозитам. В перспективе коридор процентных ставок должен стать основой действующей системы инструментов денежно-кредитной политики и его операционных процедур. В целях повышения действенности процентной политики Банк России будет стремиться сузить этот коридор. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, применяются депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день.

При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, использует весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов. Его усилия направлены на ограничение колебаний краткосрочных ставок межбанковского рынка и совершенствование операционной процедуры денежно-кредитной политики.

В среднесрочной перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться, во-первых, изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности, что, в свою очередь, активизирует спрос кредитных организаций на операции Банка России по рефинансированию.

Во-вторых, реализацией Банком России и Правительством РФ комплекса мер, направленных на развитие национального финансового рынка и особенно его долгосрочного сегмента, российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов как источников инвестиционных ресурсов. Для реализации этих мер важно добиться повышения транспарентности действий Банка России для участников внутреннего рынка и роста доверия к нему.

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

ЦБ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а, следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение ЦБ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства  - стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

Механизм обязательного резервирования, используемый в настоящее время Банком России, предполагает депонирование части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Банке России и фактическое их блокирование на этом счете в течение всего периода функционирования банка. Это позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Согласно статье 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России[4]. Размер обязательных резервов рассчитывается путем умножения норматива обязательных резервов на среднехронологическую величину резервируемых обязательств за отчетный период.

Резервируемые обязательства   - это обязательства кредитной организации в валюте РФ и иностранной валюте, в них включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками  - нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства. Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ.

Депонирование обязательных резервов осуществляется путем перечисления в безналичном порядке денежных средств в валюте РФ на счета для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России.

Регулирование размера обязательных резервов проводится Банком России ежемесячно[5] на основании Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, который составляется каждой кредитной организацией и представляется в территориальное учреждение Банка России по месту открытия ее корреспондентского счета. Регулирование проводится путем сверки суммы средств, фактически внесенных в фонды обязательных резервов средств и суммы, подлежащей внесению на основании представленного расчета. Если величина средств, подлежащих резервированию, окажется больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется банком платежным поручением в течение трех рабочих дней после даты представления расчета. В случае, когда величина ранее депонированных обязательных резервов больше, чем это следует из расчета на последнюю дату, территориальное учреждение Банка России также в течение трех рабочих дней производит перерасчет обязательных резервов и возвращает коммерческому банку на его корреспондентский счет своим платежным поручением излишне внесенную сумму обязательных резервов.

В целях оперативного регулирования текущей ликвидности кредитных организаций Банком России предусмотрен специальный механизм усреднения величины обязательных резервов. Суть его состоит в том, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете банка в Банке России по месту нахождения головного офиса. В целях расчета обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения (обычно 1 месяц), Советом директоров Банка России устанавливается коэффициент усреднения  - числовой множитель со значением в интервале от 0 до 1.

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке), поступают в доход федерального бюджета.

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России: операциям рефинансирования, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России.

На разных этапах развития российской экономики с учетом задач, стоящих перед банковской системой, нормы обязательных резервов дифференцировались в зависимости от валюты, в которой банки привлекали ресурсы, в зависимости от источника привлечения (вклады физических или депозиты юридических лиц), в зависимости от происхождения привлеченных ресурсов (ресурсы резидентов и ресурсы банков - нерезидентов).

Банк России принимает решения об изменении норм обязательных резервов в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния ликвидности банковского сектора. Так, в период с января по июль 2008 г. Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

В связи с ухудшением с августа 2008 г. ситуации на мировых финансовых рынках Банк России реализовал комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансов. Одной из таких мер стало решение о временном снижении нормативов обязательных резервов, с 18 сентября 2008 г. они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств.

В 2010-2011 гг. нормативы обязательных резервов неоднократно повышались, 1 апреля 2011 г. они были установлены на уровне 4, 0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и 5, 5% - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние тенденции привели к уменьшению значимости использования нормативов обязательных резервов с целью ограничения притока спекулятивного капитала. В связи с этим в феврале 2013 г. Банк России выровнял НОР по всем категориям обязательств кредитных организаций, установив их на уровне 4, 25%. Коэффициент усреднения с 10 декабря 2013 г. был установлен на уровне 0, 7, что позволяло кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах 70% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России, на период усреднения.

Банк России постоянно совершенствует порядок обязательного резервирования. Так, он предполагает уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций. Учитывая положительный опыт применения механизма усреднения обязательных резервов, Банк России последовательно повышает коэффициент усреднения – с 10 сентября 2015 г. для банков он был повышен до 0, 8 (при этом рассматривается возможность дальнейшего повышения коэффициента усреднения), а для НКО (небанковских кредитных организаций), осуществляющих депозитно-кредитные операции, - до 1, 0. Данная мера направлена на расширение возможностей кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью.

В стадии обсуждения находится вопрос о возможности перехода к механизму депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, подобно тому, как это происходит во многих развитых странах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал