![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 13
Примерный план психологического анализа урока (занятия)
1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами: 1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия). 1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность. 2. Психологическая оценка содержания урока (занятия): 2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности). 2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции. 2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний. 2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.). 2.5. Воспитательное воздействие учебного материала. 2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом). 3. Управление познавательной деятельностью: 3.1.Организация внимания: пути организации внимания на всех этапах урока (занятия); виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников); способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую; виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились). 3.2. Организация восприятия и его характер: объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.); качество материала восприятия; использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии); осмысленность восприятия материала. 3.3. Активизация памяти и ее развитие: обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока; виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.); приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение); проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание). 3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей): методы и приемы формирования научных понятий; использование наглядных средств связи, устанавливаемые между понятиями; использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий; степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.); уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий; активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа); мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы; подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос); обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления; логичность построения урока (занятия); логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях. 3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников). 4. Организация обратной связи: 4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения). 4.2. Уровни усвоения знаний. 4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления. 4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии). 4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов. 5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии): 5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения. 5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю). 5.3. Эмоциональный климат урока (занятия). 5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям. 5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии). 6. Результаты урока (занятия). 7. Выводы и предложения. _________________________________________________________________________
|