Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие органы власти






Революция 1905–1907 гг. побудила самодержавие проводить новые реформы в сфере управления. Государственная канцелярия и Совет министров подготовили текст новой редакции “Основных государственных законов”, утвержденной царем в апреле 1906 г. В этом документе по-новому определялась роль императора в государстве. Статья 4 хоть и гласила, что ему “принадлежит верховная самодержавная власть… повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть сам бог повелевает”, но из текста был исключен термин “неограниченный”. Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственного совета и Государственной думы: ни один закон не мог быть принят без их одобрения, но и без утверждения его царем. Однако в случае прекращения или перерыва деятельности Думы или Совета по чрезвычайным обстоятельствам законы – в виде высочайших указов – мог принимать царь с последующим утверждением их Думой и Советом в течение двух месяцев после возобновления их деятельности.

В результате революции расширилась социальная база власти. Теперь она включала в себя помещиков, торгово-промышленную буржуазию, зажиточное крестьянство. Представители буржуазии участвовали в Государственной думе, Государственном совете, в ряде совещательных органов при министерствах, а в местных органах они даже господствовали. Возросла роль “представительных организаций” буржуазии. В 1912 г. в России насчитывалось 70 бирж, 32 отраслевых и территориальных совета и бюро съездов представителей буржуазии, 33 буржуазных общества и союза. Некоторые представители буржуазии заняли высшие государственные посты: первый министр торговли и промышленности В. И. Тимирязев (1906 г.), угольный король Донбасса Н. С. Авдаков (1907–1915 гг.), С. И. Тимашев и др.


 

К чиновникам применялись “третий пункт” закона 1850 г., циркуляр Совета министров 1906 г. и “особое определение” Сената 1908 г., подтверждавшие несовместимость государственной службы с участием в любом оппозиционном движении. В 1906 г. дворяне объединились в организацию “Объединенное дворянство”, что усилило их влияние на государственную политику.

Высшими органами власти стали: Государственная дума (всего их было до 1917 г. четыре), Государственный совет, Совет министров, Совет государственной обороны, Сенат.

Государственный совет действовал на основе законодательного акта 1906 г. “О переустройстве учреждений Государственного совета” и “Учреждения Государственного совета”. Одна половина членов совета назначалась царем, другая – выбиралась земствами, дворянскими собраниями, буржуазией, интеллигенцией. Государственный совет обновлялся в течение девяти лет, на треть каждые три года. Ежегодно царь назначал председателя и вице-председателя Государственного совета (первым председателем был граф Д. М. Сольский – в 1906 г., затем Э. В. Фриш – в 1906 г., М. Г. Акимов – в 1907–1914 гг.).

Совет министров действовал на старых, 1861 г., организационных основах. По ст. 11 “Основных государственных законов”, Совет министров мог обсуждать законопроекты и направлять их на утверждение царю как “акты верховного управления”, а по ст. 87 – “как чрезвычайные указы”. Иными словами, Совет министров имел законосовещательные функции.

К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, объективно способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управления православной церковью).

В созданной государственной системе централизация превалировала. В отличие от Западной Европы, где парламентские традиции складывались веками, российский парламент в 1906 году начинал накапливать опыт практически с нулевой отметки. Нужен был определенный срок для выработки политической культуры, как депутатов, так и избирателей. Дума решала немало важных вопросов, принимала новые законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодательной инициативой. Однако несовершенство законодательно-процедурных механизмов, пестрота состава, психологический настрой депутатов не позволяли Думе быть лидером процесса государственного строительства. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей форму взаимообвинений и взаиморазоблачений. Некоторые партии были изначально настроены против конструктивной работы. Максималисты и анархисты не признавали парламента вообще. Большевики, объявив бойкот I Думе, заявили при выборах во II Думу, что участие в ней будут использовать только для “разоблачения мерзостей контрреволюционного лагеря”. Критические мотивы были сильны у эсеров-центристов и у кадетов. Пример кадетов был особенно показательным: сразу после октябрьского манифеста в 1905 году они были приглашены премьером С. Витте в формируемое им правительство. Кадеты отказались от участия в делах реальной власти, в рутинной повседневной работе, предпочитая роль “независимой критической оппозиции”.

Государственная Дума не сумела возродить государственно-земской строй, восстановить историческую традицию Земских соборов. Она не могла послужить скреплению общественных сил, наладить дружную работу – и левые, и либералы отрицали многие исконно нравственные российские ценности, негативистски относились к русской истории. Механически копируя западноевропейские общественные модели и образцы, базировавшиеся на ином менталитете, либералы не утруждали себя глубоким анализом того, как эти модели лягут на российскую почву.

Царская власть, проявившая после поражения в японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906–1907 гг. забрать инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране. Благодаря сочетанию уступок и жестких мер со стороны правительства заметно снизились возможности политических потрясений в стране. После 1905–1907 гг. эсеры, социал-демократы, кадеты переживали трудности, ставившие их на грань организационного и идейного кризиса.

Общественный организм начал выздоравливать. Возглавивший правительство П. А. Столыпин хорошо понимал необходимость хозяйственных реформ, призванных вывести страну на ведущие позиции в мире и высоко поднять благосостояние ее населения. Столыпин заявлял, обращаясь к левым: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”. Определяя подходы к достижению цели, он добавлял: “Сначала – успокоение, а потом – реформы”. Курс Столыпина по всем признакам себя оправдал, однако начавшаяся в августе 1914 года мировая война лишила Россию возможности реализовать его.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал