Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реорганизация юстиции и правоохранительных органов данного периода






В мае 1922 года ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали – вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали – местным исполкомам. В.И. Ленин возражал против принципа «двойного подчинения», настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 году были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В ноябре 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе Постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)].

В 1928 году ВЦИК РСФСР принял постановление, в котором анализировались результаты карательной политики, осуществлявшейся НКВД и НКЮ. В качестве отрицательных моментов ВЦИК и СНК РСФСР отмечали: чрезвычайный рост числа осужденных, применение судами условного осуждения вместо оправдательных приговоров, часто недостаточную обоснованность привлечения к уголовной ответственности, медленность следственного и судебного производств и т.п.

Вместе с тем НКЮ и НКВД предлагалось внести в правительство проект закона, позволявшего компетентным органам ставить вопрос о необходимости продления сроков или принятия новых мер социальной защиты в «отношении лиц, не поддающихся исправлению».

Предлагалось также разработать проект изменения законодательства о принудительных работах на началах «бесплатности, хозяйственной выгодности, такой их организации, чтобы они представляли собой реальную меру репрессии по сравнению с общественными работами, организуемыми для безработных органами Наркомтруда».

Предлагалось расширить компетенцию начальников мест заключения. Указывалось на необходимость расширить емкость трудовых колоний и возложить на ВСНХ обязанности по их обеспечению оборудованием и ремонтными работами.

Карательная политика самым тесным образом смыкалась с хозяйственной. Бесплатный труд заключенных и экономическая система ГУЛАГа становились важными экономическими факторами в развитии народного хозяйства страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал