Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование механизмов обмена






 

Государство пыталось найти наиболее эффективные инструменты, с помощью которых реформа могла быть реализована. Была, предпринята попытка использовать для этой цели «посевные комитеты», созданные еще в декабре 1920 года.

Вскоре эта комитеты были поставлены под контроль экономических совещаний (ЭКОСО), включенных в систему местных органов Совета труда и обороны. Однако централистские методы регулирования уже не годились.

С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменил торговый обмен. Предприятия государственного, кооперативного и частного секторов вступали между собой в конкурентную борьбу за рынок и покупателя. Вместе с тем между ними произошло своеобразное разделение труда: государственные предприятия оперировали в области оптовой торговли, частные быстро захватили розницу, а кооперативные сочетали функции оптовых и розничных торговцев.

Государство стремилось стимулировать работу кооперации, которая в годы «военного коммунизма» превратилась в распределительный аппарат Наркомпрода. Кооперации вернули часть ее былой независимости, между правительством и кооперативами был заключен ряд договоров, включая Генеральный договор (май 1921 года), по которому Центросоюз становился единственным агентом правительства по оптовому распределению потребительских товаров.

В октябре 1921 года СНК издал Декрет, по которому кооперации возвращалось все имущество, ранее национализированное или муниципализированное. Подчеркивалась независимая роль кооперативов; государственным хозяйственным организациям предписывалось в первую очередь заключать договоры с кооперативами.

В августе 1921года Наркомфином был создан Комитет цен, в задачу которого входило установление цен на товары, проходящие через государственную торговлю. Эта мера не помогла, цены устанавливались по рыночным законам.

Затем была предпринята попытка преобразовать центральный торговый отдел ВСНХ в Управление регулирования торговли. Однако приоритетная ориентация ВСНХ на вопросы промышленности не позволила этому органу эффективно регулировать торговлю.

В мае 1922 года правительство создало Комиссию по внутренней торговле (Комвнуторг), наделенную правом подготавливать законопроекты по вопросам торговли, представляемые затем в СНК или СТО для утверждения. Через два года Комвнуторг объединился с остатками аппарата Наркомпрода и в результате возник Наркомторг.

В октябре 1921 года – ВЦИК поручил Наркомфину принять меры «для увеличения государственных доходов» и совершенствовать систему банковских операций. Одновременно были разделены государственный и местные бюджеты. Наркомфину указывалось на необходимость сократить массу выпускаемых денежных знаков.

К моменту начала новой экономической политики в стране не существовало никаких кредитных учреждений, кроме кооперативной секции Наркомфина. Однако промышленность и торговля нуждались в кредитах. В октябре 1921 года ВЦИК одобрил проект резолюции СНК о создании Государственного банка и утвердил его статус.

Вопросы денежной реформы начали осуждаться еще осенью 1921 года, когда была создана специальная комиссия по валютной политике. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты. Уже с ноября 1921 года пересчет стал осуществляться на золотые рубли. В аппарат Наркомфина и Госбанка на руководящие должности были назначены известные в прошлом финансисты.

Наркомфин поддержал ряд предложений, высказанных на совещании в Госбанке в ноябре 1921 года: предлагалось поддерживать прежде всего легкую, а не тяжелую промышленность; финансировать свободные рынки, привлекать иностранные займы, пересмотреть государственную монополию внешней торговли и т.п.

На IX съезде Советов (декабрь 1921 года) была поддержана установка Наркомфина на переход к золотой валюте и ограничение выпуска бумажных денег.

Шел активный поиск новых источников налогового обложения. В феврале 1922 года введен подушный налог (общегражданский), осенью усложнилось подоходное обложение нэпманов, государственных служащих и лиц свободных профессий. Резко возросла денежная доля налогообложения и сократилась его натуральная часть. Летом 1922 года была открыта подписка на первый государственный заем.

В начале сентября 1922 года СТО одобрил проект банка для промышленности (Промбанка), еще раньше был восстановлен банк потребительской кооперации (Покобанк). Начали открываться муниципальные банки для финансирования местной промышленности и частные общества взаимного кредита.

В июле 1922 года Совнарком поручил Госбанку выпуск новых банкнот («червонцев»), новые деньги стали появляться уже с ноября. Червонцы отчасти обеспечивались золотом, отчасти – краткосрочными облигациями и другими ценными бумагами".

 

Планирование

 

Государственное планирование экономики, начавшееся в годы нэпа, имело свою долгую предысторию. Прежде всего, учитывался опыт военного планирования.

В сентябре 1918 года ВСНХ отдал своим главкам приказ приступить к составлению производственных программ на год.

На II Всероссийском съезде совнархозов в декабре 1918 года предполагалось принять «единый хозяйственный план на 1919 год». О формировании единого общегосударственного плана построения народного хозяйства говорилось также в Программе партии, принятой в марте 1919 года.

Только в начале 1920 года стала разрабатываться системная методология хозяйственного планирования. Были разработаны две главных концепции: с точки зрения первой план – долгосрочная хозяйственная политика, которую разрабатывает особый центральный орган, отвечающий также за руководство комиссариатами, осуществляющими эту политику на практике.

Вторая концепция под планом понимала проект или серию проектов, содержащих подробные предложения о проведении конкретных работ и действий.

Первоначально в качестве центрального планирующего органа выступал Совет рабочей и крестьянской обороны (ноябрь 1918 года), осуществлявший «мобилизацию сил и средств страны в интересах обороны». III съезд совнархозов (январь 1920 года) принял резолюцию о необходимости Принять «единый хозяйственный план» и решил создать для этой цели Центральную производственную комиссию при ВСНХ.

На IX съезде партии в марте 1920 года Троцкий выступил с критикой в адрес ВСНХ, не способного осуществлять хозяйственное планирование в масштабах страны. Надежды возлагались на Совет рабочей и крестьянской обороны, преобразованный в Совет труда и обороны.

 

Госплан

 

В феврале 1921 года при СТО была учреждена Государственная обще плановая комиссия (Госплан). Плановые комиссии были образованы также при ВСНХ и ведущих комиссариатах, через них Госплан проводил свои решения. В августе того же года Госплан получил значительную организационную автономию, ему поручалась разработка единого хозяйственного плана, охватывающего всю Россию. Госплан консультировал комиссариаты, подготавливавшие важные хозяйственные и финансовые законопроекты, которые они собирались представлять в СНК или СТО.

Осенью 1922 года Троцкий предложил предоставить Госплану законодательные полномочия и сделать председателя Госплана одновременно заместителем главы правительства.

Между Госпланом и Наркомфином развернулась борьба: первый олицетворял собой главного защитника промышленности против «рыночного разбазаривания». Идеологи «военного коммунизма» (Ларин, Крицман, Преображенский) выступали против «ослабления планового начала» в условиях нэпа и видели в Госплане особый орган, стоящий над организацией промышленности и связывающий ее с финансами, транспортом и проч., т.е. центр общего народнохозяйственного планирования.

С 1926 года в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана. В дискуссиях, сопровождавших их подготовку, выявились две позиции: одна настаивала на формулировании максимальных задач индустриального развития страны, другая выступала за более умеренные темпы индустриального развития (Бухарин).

К XIV партконференции (апрель 1929 года) Госплан подготовил два варианта плана: минимальный и максимальный («оптимальный»). Решено было принять второй вариант. Предложение о специальном двухлетнем плане для сельского хозяйства было отвергнуто. V съезд Советов в мае того же года утвердил максимальный вариант плана.

С этого момента план перестал быть инструментом рационального управления экономикой (как его видели нэповские теоретики), он стал декларацией общих целей, которые следовало достичь во что бы то ни стало, выражением решительной воли, ломающей «экономические законы и механизмы». «Телеологическая (целеполагающая)» линия в составлении единого хозяйственного плана победила линию «генетическую», строящуюся на анализе, наблюдении и прогнозе. Возможным стало казаться произвольное ускорение темпов экономического развития, «большие скачки».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал