Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные правовые режимы земель рекреационного назначения
Отдельные виды земель рекреационного назначения обладают специальным правовым режимом, поскольку регулируются наряду с общими нормами законодательства о землях рекреационного назначения также и специальными нормами законодательства о данных видах рекреационных зон. Специфические правовые режимы земель рекреационного назначения установлены для зеленых зон и зеленых насаждений населенных пунктов, туристско-оздоровительных объектов, дачных участков, земель свободных экономических зон туристско-рекреационного типа, земель, предназначенных для туристической деятельности, земель, на которых расположены объекты для проведения спортивных мероприятий, земель, на которых расположены музеи, не отнесенные к объектам культурного наследия. 1) Специальный правовой режим зеленых зон вокруг населенных пунктов. В статье 51 Земельного кодекса содержится формулировка «зеленые зоны и зеленые насаждения городов и других населенных пунктов», в то время как согласно лесному законодательству зеленые зоны образуются за пределами населенных пунктов. По нашему мнению, зеленые зоны населенных пунктов, определенные ст. 51 Земельного кодекса, как раз и являются зелеными зонами вокруг населенных пунктов, определенными лесным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 59 Закона «Об охране окружающей природной среды» правовой режим пригородных и зеленых зон определяют сельские, поселковые, городские советы при разработке генеральных планов соответствующих населенных пунктов по согласованию с соответствующими советами, на территории которых создаются зеленые и пригородные зоны. Проекты планировки пригородных и зеленых зон подлежат обязательной государственной экологической экспертизе. Под пригородной зоной обычно понимается территория, служащая резервом для дальнейшего развития города, выполняющая преимущественно хозяйственные функции. Согласно ст. 36 Лесного кодекса Украины леса зеленых зон вокруг населенных пунктов относятся к санитарно-гигиенической и оздоровительной категории защищенности лесов первой группы. Стаття 53 Лесного кодекса содержит существенные ограничения в осуществлении лесопользования в зеленых зонах вокруг населенных пунктов. Пункт 49 Санитарных правил в лесах Украины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. № 555, предусматривает особый режим санитарной охраны зеленых зон. Правила восстановления лесов и лесоразведения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 1996 г. № 97, предусматривают целевое выращивание лесов на территории зеленых зон. Санитарно-гигиенические требования к размещению зеленых зон населенных пунктов определены в Государственных санитарных правилах планировки и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Минздрава Украины от 19 января 1996 г. № 173. Зеленые зоны подлежат отдельному учету в государственном лесном и земельном кадастрах. Важным документом, определяющим правовой режим зеленых зон, является Порядок разделения лесов на группы, отнесения их к категориям защищенности и выделения особо защищенных земельных участков лесного фонда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. № 557. Правовой режим использования земель зеленых зон вокруг населенных пунктов регулируется также нормативно-техническими документами (ГОСТ 17.5.3.01-78 Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов; ГОСТ 17.6.3.01-78 ОПФ. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требования). 2) Специальный правовой режим земель, занятых рекреационно-оздоровительными объектами. В отношении создания домов отдыха, пансионатов, туристических баз, туристических приютов, баз отдыха и других рекреационно-оздоровительных объектов действуют Государственные санитарные правила размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных заведений, утвержденные приказом Минздрава Украины от 19 июня 1996 г. № 172. Пределы зон отдыха, функциональное зонирование территории таких объектов должны соответствовать требованиям градостроительных и гигиенических нормативов (ДБН 360-92 «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений»). На территории зон отдыха указанными санитарными правилами запрещается строительство новых, расширение и реконструкция действующих производственных и других объектов, не связанных с непосредственным обслуживанием отдыхающих и населения. Имеющиеся в пределах зон отдыха промышленные предприятия и другие объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и препятствующие использованию земель рекреационного назначения, подлежат выносу за пределы зон отдыха или перепрофилированию. Выбор территории для зон отдыха осуществляется на основании технико-экономических обоснований, комплексной оценки природных рекреационных ресурсов с учетом нормативов экологической безопасности содержания вредных веществ в почвах и грунтовых водах. Сами рекреационные объекты должны планироваться и создаваться таким образом, чтобы их деятельность не оказывала разрушительного воздействия на естественные рекреационные ресурсы. Санитарные правила предусматривают следующие функциональные зоны рекреационно-оздоровительных объектов: спальная, хозяйственно-служебная, зона отдыха, игровая. 3) Специальный правовой режим земель дачных участков. Определение целевого назначения земель для дачного строительства осуществляется согласно Украинскому классификатору целевого использования земли, утвержденному письмом Госкомзема Украины от 24 апреля 1998 г. № 14-1-7/1205. Отнесение земельных участков, выделяемых для строительства новых дач, к землям рекреационного назначения осуществляется на основании сведений о целевом назначении, предоставленных застройщиком. Норма бесплатной приватизации земельных участков для дачного строительства составляет 0, 1 га согласно ст. 121 Земельного кодекса. Земельные участки для дачного строительства предоставляются в общем порядке, установленном разделом IV Земельного кодекса. Застройка дачных участков осуществляется в соответствии с градостроительными требованиями. При этом Порядок пользования землями водного фонда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502, запрещает строительство дач на землях водного фонда. 4) Специальный правовой режим земель, используемых для туризма. Он определен законодательством о туризме, в частности Законом Украины от 15 сентября 1995 г. «О туризме». Под туризмом в Законе понимается временный выезд человека с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью. Права и обязанности субъектов туристической деятельности в связи с использованием земель рекреационного назначения определены этим же Законом. Лица, оказывающие туристические услуги, имеют право расторгнуть договор об оказании туристических услуг, если невозможность их оказания связана с введением специального режима на землях рекреационного назначения. В обязанности этих лиц входит информирование туристов о существующем правовом режиме земель рекреационного назначения и обеспечение охраны рекреационных ресурсов на этих землях. Туристы имеют право на получение информации о действующем режиме земель рекреационного назначения, а также на создание на этих землях необходимой для туризма инфраструктуры. В обязанности туристов входит соблюдение правового режима земель рекреационного назначения. На местные органы власти возлагается обязанность обеспечения безопасности туристов в местах рекреации. Поэтому правовой режим земель рекреационного назначения, используемых для туристической деятельности, должен предусматривать комплекс мер по обеспечению безопасности туристов. 5) Специальный правовой режим использования земель, на которых осуществляется спортивная деятельность. Он установлен законодательством Украины о физической культуре и спорте. Статья 1 Закона Украины от 24 декабря 1993 г. «О физической культуре и спорте» определяет физическую культуру как составную часть обшей культуры общества, направленную на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека для гармоничного формирования его личности. Спорт является органической частью физической культуры, особенной сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и иной подготовки путем состязательной деятельности. Статья 11 указанного Закона возлагает на органы местного самоуправления обязанность содействовать развитию спорта посредством оборудования спортивных сооружений на землях рекреационного назначения. Статья 40 Закона устанавливает, что земельные участки, на которых расположены физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, принадлежат к землям рекреационного назначения. Земли рекреационного назначения, которые используются для спортивной деятельности, должны иметь надлежащую материально-техническую базу, включающую необходимый спортивный инвентарь и сооружения. Нормативы минимальной обеспеченности основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями земель рекреационного назначения определяются Госстроем и Комитетом по физическому воспитанию и спорту Минобразования Украины. Строительство в жилых районах спортивных сооружений осуществляется за счет средств, выделяемых на жилищное строительство, и средств организаций — застройщиков жилья. Строительство спортивных сооружений на землях рекреационного назначения в сельской местности осуществляется по специальным нормативам за счет средств государственного и местного бюджетов. Статьей 29 Закона запрещаются перепрофилирование и ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на землях рекреационного назначения без строительства равноценных сооружений. Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют контроль за использованием спортивных объектов на землях рекреационного назначения. Статья 37 Закона устанавливает, что собственники физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов на землях рекреационного назначения обязаны обеспечивать их безопасное для людей и естественных рекреационных ресурсов состояние. Администрация физкультурно-оздоровительных сооружений и организаторы спортивных мероприятий несут ответственность за организацию спортивных мероприятий на землях рекреационного назначения, оборудование земель рекреационного назначения в соответствии с действующими санитарными, экологическими, градостроительными и другими требованиями. Эксплуатация опасного для людей и рекреационных ресурсов спортивного оборудования на землях рекреационного назначения запрещается. Спортивное оборудование и сооружения должны соответствовать действующим стандартам международных или национальной спортивной федерации, утвержденными соответствующими международными организациями или Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Украины. Таким образом, можно сделать вывод, что специальный правовой режим земель рекреационного назначения, используемых для спортивной деятельности, помимо требований к организации необходимой рекреационной инфраструктуры и обеспечения охраны рекреационных ресурсов предусматривает также требования к обеспечению безопасного использования спортивных сооружений на этих землях. 6) Специальный правовой режим земель, на которых расположены музеи. Здесь действует специальное законодательство о музеях и музейном деле. В соответствии с Законом от 29 июня 1995 г. «О музеях и музейном деле» музеи — это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к национальному и мировому историко-культурному наследию. По своему профилю музеи делятся на: исторические, археологические, краеведческие, литературные, этнографические, искусствоведческие, технические, отраслевые и т. д. Музеи, содержащие объекты культурного наследия, располагаются на землях историко-культурного назначения. Остальные музеи располагаются на землях рекреационного назначения (кроме музеев, расположенных на землях природно-заповедного и иного природоохранного назначения, и музеев, расположенных на территории предприятий, учреждений, организаций, в квартирах граждан). Согласно ст. 11 Закона «О музеях и музейном деле» на территориях музеев запрещается деятельность, противоречащая их функциональному назначению, которая может отрицательно повлиять на сохранение музейного собрания, и другая деятельность, не совместимая с деятельностью музеев. На землях рекреационного назначения, на которых расположены музеи, должна быть создана необходимая для их функционирования инфраструктура, а также обеспечен доступ к музейным экспонатам различных категорий граждан (включая детей, инвалидов, пожилых людей).
|