Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и состав земель рекреационного назначения






 

Рекреация в переводе с латинского означает «восстановление», «воспроизводство», «воссоздание». В научном обороте это слово значительно сузило свою первоначальную семантику и теперь употребляется как синоним отдыха, восстановления жизненных сил и трудоспособности человека, обеспечения его оздоровительных, познавательных, культурно-развлекательных потребностей. Статья 50 Земельного кодекса определяет земли рекреационного назначения как земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятии.

Ранее земли рекреационного назначения включались в единую категорию земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В связи с развитием рекреационного законодательства Украины, значительным усложнением правового режима они в новом Земельном кодексе выделены в отдельную категорию (п. «г» ст. 19 Земельного кодекса).

Проблема разграничения правовых режимов земель рекреационного и оздоровительного назначения. Интересно, что ст. 74 Земельного кодекса в редакции 1992 г. содержала указание на то, что земли рекреационного назначения находятся за пределами земель оздоровительного назначения, исключая проблему «наложения» правовых режимов земель. В новом Земельном кодексе такого указания нет, однако, с учетом существования достаточно развитого законодательства Украины о курортах, надобность в такой оговорке отпадает. Ведь оно достаточно четко определяет правовой режим земель оздоровительного назначения, что препятствует «наложению» правовых режимов указанных земель друг на друга.

Что касается разграничения правовых режимов земель рекреационного и историко-культурного назначения, то анализ законодательства показывает, что коль скоро тот или иной объект отнесен к объектам культурного наследия и включен в государственный реестр согласно Закону Украины от 8 июня 2000 г. «Об охране культурного наследия», земли, на которых расположен данный объект, подлежат переводу в категорию земель историко-культурного назначения в соответствии со ст. 34 указанного Закона. Таким образом, несмотря на то, что историко-культурные объекты зачастую являются объектами туризма и рекреации, земли, на которых они расположены, обладают особым правовым режимом, предусматривающим охрану этих объектов.

Законодательство также порождает проблему разграничения земель рекреационного назначения и земель жилой и общественной застройки — ведь по новому Земельному кодексу дачные участки относятся к землям рекреационного назначения, но согласно ст. 67 Земельного кодекса 1992 г. они относились к землям населенных пунктов (да и по сегодняшний день не все они переведены в категорию земель рекреационного назначения). Однако теперь дачные участки не должны относиться к землям жилой и общественной застройки — они подлежат переводу именно в категорию земель рекреационного назначения согласно ст. 51 Земельного кодекса. Кроме того, следует иметь в виду, что земли рекреационных зон в пределах населенных пунктов по ныне действующему законодательству относятся к землям рекреационного назначения (кроме рекреационных зон природно-заповедного, лесного и водного фондов), а не к землям жилой и общественной застройки.

Интересной представляется и проблема разграничения правовых режимов земель рекреационного назначения и земель лесного и водного фондов, которые согласно законодательству также могут использоваться для рекреационных целей. Так, в соответствии со ст. 85 Водного кодекса Украины юридическим и физическим лицам для рекреационных, спортивных и туристических целей могут предоставляться во временное пользование земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей. Статья 64 данного Кодекса предусматривает использование водных объектов в рекреационных целях. Однако земельные участки прибрежных и других защитных полос предоставляются во временное пользование для рекреационных целей, сохраняя при этом свое целевое назначение как земли водного фонда. Что касается постоянного использования водных объектов в рекреационных целях, то соотношение правового режима земель рекреационного назначения и земель водного фонда показывает, что правовой режим земель водного фонда не допускает строительства объектов рекреационного назначения, а потому использование водных объектов для рекреационных целей или размещение временных рекреационных строений и сооружений не означает изменения целевого назначения земель водного фонда. Поэтому, несмотря на то, что рекреационные зоны могут быть созданы и на землях водного фонда, это не означает изменения их целевого назначения и не требует перевода в категорию земель рекреационного назначения.

Относительно соотношения земель рекреационного назначения и земель лесного фонда следует отметить следующее обстоятельство. В соответствии со ст. 9 и гл. 11 Лесного кодекса разрешено использование земель лесного фонда для рекреационных целей, более того, согласно ст. 3 Лесного кодекса рекреационная функция леса признается одной из преимущественных. Вместе с тем в соответствии со ст. 51 Земельного кодекса леса зеленых зон и населенных пунктов расположены на землях рекреационного назначения. Следовательно, все леса, кроме лесов зеленых зон и лесов населенных пунктов, расположены на землях лесного фонда, а вот леса зеленых зон и леса населенных пунктов — на землях рекреационного назначения.

Состав земель рекреационного назначения определен в ст. 51 Земельного кодекса — к этим землям относятся:

- земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений населенных пунктов, учебно-туристических и экологических троп, маркированных трасс;

- земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов,

- а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.

Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 51 Кодекса не приводится исчерпывающий перечень земель рекреационного назначения. К ним могут относиться и другие земли: используемые для туристических походов и путешествий, спорта и отдыха, осмотра живописных ландшафтов и исторических памятников, для наблюдения за сезонными явлениями в природе, стационарного размещения игровых и развлекательных центров и т. д. Иными словами, в состав земель рекреационного назначения входят земли, на которых расположены окультуренные естественные или искусственно созданные объекты, предназначенные для отдыха населения, спортивной и туристической деятельности. Определение указанных объектов как рекреационных осуществляется при передаче земельных участков для их создания на основании материалов инициаторов организации таких объектов.

В соответствии со ст. 51 Земельного кодекса земли рекреационного назначения можно разграничить на земли:

1) на которых расположены естественные рекреационные ресурсы (зеленые зоны и зеленые насаждения населенных пунктов, учебно-туристические и экологические тропы, живописные места, являющиеся объектом туризма, и т. д.);

2) на которых расположены искусственно созданные рекреационные ресурсы (дома рыболовов и охотников и др.);

3) комплексные — на них расположены как естественные, так и искусственные рекреационные ресурсы (дачи, туристические базы, лагеря и т. д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал