Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности правового режима земель свободных экономических зон туристско-рекреационного типа
Правовой режим земель рекреационного назначения свободных экономических зон (далее — СЭЗ) определяется, помимо общего законодательства об этих землях, также специальным законодательством о СЭЗ. Программой развития в Украине специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 г., одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 24 сентября 1999 г. № 1756, предусматривается создание туристско-рекреационных зон и устанавливаются общие требования к их правовому режиму. Эти зоны должны обладать уникальным рекреационным потенциалом, развитой сетью коммуникаций, материально-технической базой для рекреационной деятельности, достаточным количеством объектов социальной инфраструктуры. Общие принципы создания СЭЗ определены в Законе Украины от 13 октября 1992 г. «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Согласно ст. 1 этого Закона СЭЗ представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ устанавливаются налоговые, таможенные, валютно-финансовые льготы, направленные на развитие определенного приоритетного вида деятельности (например, рекреационной). Правовой режим каждой отдельной СЭЗ устанавливается отдельным законом, принятым Верховной Радой Украины. Среди видов СЭЗ, которые могут создаваться в Украине, ст. 3 Закона определяет и туристско-рекреационные. Спецификой управления рекреационными землями СЭЗ является то, что полномочиями в этой сфере обладает орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый с участием субъектов СЭЗ. Согласно ст. 11 указанного Закона к исключительной компетенции органа хозяйственного развития и управления СЭЗ относятся: определение перспективных направлений развития СЭЗ; благоустройство и предоставление субъектам СЭЗ в пользование земельных участков на территории СЭЗ, в том числе и рекреационного назначения; выдача разрешений субъектам СЭЗ на строительство новых объектов, в том числе рекреационных. СЭЗ ликвидируется по окончании срока, на который она создана, если он не будет продлен Верховной Радой Украины, или же досрочно путем принятия закона о ликвидации СЭЗ Верховной Радой Украины. Территория СЭЗ, даже если это СЭЗ туристско-рекреационного типа, может располагаться на землях разных категорий: жилой и общественной застройки, лесного и водного фондов, оздоровительного назначения, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. Следовательно, объявление определенной территории СЭЗ туристско-рекреационного типа определяет только функциональную направленность экономического режима данной СЭЗ, но не означает перевода всей земли СЭЗ в земли рекреационного назначения. В данном случае можно говорить о том, что рекреационная направленность является профильной для этой территории, а потому на ней установлен приоритет рекреационного землепользования. Следует иметь в виду, что установление правового режима СЭЗ туристско-рекреационного типа не означает создания на этой территории рекреационной зоны согласно экологическому законодательству, ведь территория СЭЗ может продолжать использоваться для жилой и общественной застройки, промышленных и других целей. Правовой режим СЭЗ туристско-рекреационного типа может предусматривать расширение территории земель рекреационного назначения, обеспечение их правового режима. Законом о такой СЭЗ устанавливается особый правовой режим земель рекреационного назначения в пределах СЭЗ. Особенность заключается уже в том, что исключительное право на распоряжение землями государственной и коммунальной собственности СЭЗ принадлежит специально созданной администрации этой зоны. Данное положение, правда, не предусмотрено Земельным кодексом Украины, который, как известно, согласно п. 3 Заключительных положений имеет преимущественную юридическую силу. Но противоречия с Земельным кодексом тут не возникает, так как СЭЗ создается, а ее правовой режим определяется местными советами и местными государственными администрациями или с их согласия. А потому и такое их волеизъявление можно считать формой распоряжения землями. При этом они добровольно отказываются от своих прав на распоряжение этими землями в пользу специальных администраций СЭЗ. На практике этот вопрос решается путем заключения генерального соглашения с администрацией СЭЗ. Положением о критериях определения приоритетных видов экономической деятельности в специальных (свободных) экономических зонах и на территориях со специальным режимом инвестиционной деятельности и порядке их применения, утвержденным приказом Министерства экономики (Минэкономики) и Министерства финансов (Минфина) Украины от 14 марта 2000 г. № 28/51, для туристско-рекреационных зон предусмотрены следующие критерии: эффективное использование местных рекреационных ресурсов; развитие сферы услуг для обслуживания отдыхающих; развитие производств, обслуживающих туристско-рекреационные предприятия; развитие систем транспорта, производственной и социальной инфраструктуры. Минэкономики, ГНАУ, Минфин, Гостаможслужба Украины, а также специальные администрации СЭЗ осуществляют мониторинг соблюдения правового режима СЭЗ в соответствии с Порядком осуществления мониторинга за функционированием специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития и соблюдением условий специальных режимов их деятельности, утвержденным приказом Минэкономики, Гостаможслужбы Украины, ГНАУ и Минфина Украины от 20 сентября 1999 г. № 114/600/496/221. Концепцией создания специальных (свободных) экономических зон в Украине, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14 марта 1994 г. № 167, предусматривается создание СЭЗ туристско-рекреационного типа в Карпатах, Одесской области, Автономной республике Крым. Однако на сегодняшний день в Украине создана лишь одна СЭЗ туристско-рекреационного типа — «Курортополис Трускавец». СЭЗ создана в пределах административно-территориальных границ города Трускавец на 20 лет для развития курортно-рекреационного потенциала Трускавца и привлечения инвестиций в туристскую сферу. На территории этой СЭЗ установлен специальный льготный таможенный, налоговый и инвестиционный режим, предусматривающий развитие рекреационной деятельности. Правовой режим данной СЭЗ конкретизирован в Положении о специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа «Курортополис Трускавец», утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 1999 г. № 1441. Оно предусматривает особый правовой режим использования земель рекреационного назначения и управления ими.
|