Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б.Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 г.






Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 г. Уже в первом туре победу одержал В.В. Путин, набравший 53% голосов избирателей.

Политика В. В. Путина, направленная на сочетание влияния государства с рыночными механизмами в экономике и обществе, имела определенные позитивные результаты. Был преодолен региональный сепаратизм, усилена вертикаль власти и, как следствие этого, российская государственность. По официальным данным, количество бедных в стране сократилось с 40% в 2000г. до 14, 2% в 2008г. Эффективная бюджетная политика позволила накопить огромные золотовалютные средства ― так называемый стабилизационный фонд, достигший около 300 млд. долларов. Сократился объем внешней задолженности. Все эти меры создали прочный кредит доверия проводимой Президентом и правительством В. В. Путина политики со стороны большинства российских граждан. На президентских выборах в 2004г. В. В. Путин был переизбран Президентом РФ на второй срок. В марте 2008г. на выборах Президента России победу одержал Д. А. Медведев, сторонник продолжения политического курса Путина.

Вместе с тем, избранная руководством России стратегия ее развития в начале XXI в. таит в себе и опасные черты. В политической сфере такую опасность представляет наметившаяся «партизация» власти, при которой все властные полномочия сосредоточились по существу в руках только одной проправительственной партии – «Единой России», которая приписывает себе все достижения и успехи последних лет в стабилизации страны. После принятия в 2005г. поправок в выборы в Государственную думу осложнилась возможность представления в высшем законодательном органе страны малых политических партий, были запрещены выборы независимых депутатов, не принадлежащих ни к одной из партий. От обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам жизни государства была оттеснена оппозиция. Все это в будущем может увеличить риск принятия российской властью поспешных и плохо продуманных решений, которые негативно скажутся на развитии страны. Серьезную обеспокоенность вызывает замена выборности губернаторов и глав республик их назначением Президентом. С одной стороны, это позволило ограничить оказываемое в корыстных целях влияние крупного бизнеса на институты власти и избавиться от некомпетентных и неспособных к управлению чиновников. С другой, ― население фактически потеряло возможность принимать участие в решении местных вопросов, распространение получило пессимистическое представление о том, что за людей все заранее решают наверху и потому не надо ничего делать. Все это затрудняет построение в стране подлинного демократического общества, основанного на высокой активности народных масс, замедляет преодоление социально-экономических и политических трудностей, успешное решение которых возможно только при совместных усилиях общества и государства.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Значительное влияние на внешнюю политику Российского государства в 90-е гг. XX в. оказывало то, что Россия выступала в отношениях с другими странами в качестве правопреемника СССР. Это позволило сохранить России членство в Совбезе ООН и, тем самым, свое влияние в международных отношениях. В основу внешней политики РФ в период президентства Б. Е. Ельцина легла так называемая «доктрина Козырева», тогдашнего министра иностранных дел А. В. Козырева (1991-1996). В ее основе находилось убеждение, что ценой серьезных уступок Западу России удастся установить с США и со странами Европы партнерские отношения и обеспечить получение финансовой помощи для своего экономического возрождения. Эта тенденция привела к потере Россией собственной инициативной политики, ее внешняя политика фактически вошла в фарватер внешней политики США. В начале 90-х гг. РФ вынуждена была в одностороннем порядке вывести свои военные базы с территории стран Восточной Европы и Прибалтики и согласиться на полную ликвидацию наиболее мощных советских ракет – СС-18. В ответ руководство НАТО дала российскому руководству гарантии, что не будет расширять альянс на восток за счет включения в него бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. Однако уже вскоре гарантии России со стороны НАТО были нарушены, в 1994 – 2008 гг. в этот военно-политический союз вошли не только большинство восточноевропейских государств, бывших союзников СССР (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехия), но и три прибалтийские республики самого бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).

Наряду с неудачами, России удалось в эти годы добиться и некоторых успехов. В 1996г. Россия была принята в Совет Европы. Тем самым наметилось ее сближение со странами ЕС, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Россию стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы развития мира. В итоге в 1998г. «семерка» превратилась в «восьмерку».

После отставки Козырева в 1996г. внешняя политика РФ стала носить более осмысленный характер. Постепенно стали определяться ее основные цели и задачи. Важнейшим направлением внешней политики России стало поддержание в международных отношениях баланса интересов, формирование многополярного мира, в котором важнейшие решения принимались бы совместно рядом ведущих стран мира. Эта задача стала особенно актуальной после терактов в 2001г. в США, в результате которых мир столкнулся с проблемой международного терроризма. Возникло осознание того, что справиться с этой проблемой в XXI в. можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

В начале второго десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача ее нынешнего руководства состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал