Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные даты жизни, творческой и педагогической деятельности⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
1895 21 мая (3 июня н. ст.) Федор Семенович Богородский родился в Нижнем Новгороде в семье юриста Семена Федоровича Богородского. Мать художника — Екатерина Ефимовна Ширикова — крестьянка из деревни Уколово Воскресенского района Горьковской области. 1905—1914 Учился в Нижегородсксш гимназии. В гимназиче- ские годы обучался игре на скрипке, рисованию (у Л. М. Диаманта и В. А. Ликина) и акробатике. Тайком от родителей выступал в цирке. Печатал свои стихи в газете «Нижегородский листок». 1914 После окончания пшназии поступает на юридиче-скнй факультет Московского университета. 1914—1916 В университетские годы пробует себя в различных областях искусства. Как поэт принимает активное участие в студенческом «Обществе искусств и изящ-ной литературы» при Московском университете. Увлекается футуризмом. Начало дружбы с В. Мая-ковским, В. Каменсшш, В. Хлебниковым. Занимает-ся рисунком в студии М. Леблана, П. Бакланова и М. Северова. В 1916 г. впервые участвует на XVI Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств (Портреты, натюрморты, ком-иозиции — гуашь и темпера). Выступал эквилибристом в цирке Соломонского и Никитина в номере «Человек без нервов». Снимался как акробат в трюковых фильмах. Весной мобилизован в армию. Был морским летчи-ком на Балтике, затем в авиационном корпусном от-ряде Юго-западного фронта. За храбрость награжден шлным бантом Георгия. 1918 Демобилизованный по состоянию здоровья из армии, в феврале возвращается в Москву и получает назна-чение на должность члена следственной комиссии по особо важным делам Нижегородского губернского Ре-волюционного трибунала. С ноября — заместитель председателя комиссии. Избирается членом Ниже-городского горсовета. Одновременно работает как художник, журналист и поэт. Вступает в члены Нижегородского литератур-но-художествешшго кружка. Выставляет работы (портреты, натюрморты — гуашь и темпера) на XVII Периодической художественной выставке Ни-жегородского общества любителей художеств. При-нимает участие как член комитета в организации в Нижнем Новгороде «Дома искусств» и профсоюза художников-живописцев. Активно участвует в офор-млении празднования первой годовщины Октябрь-ской революции. Содействует организации профсоюза журналистов, вступает в его члены. Много работает как журна-лист, печатая стихи и статьи по вопросам изобрази-тельного искусства, театра, профсоюзной и партий-ной жизни в газетах «Рабоче-крестьянский нижего-родский листок» и «Нижегородская Коммуна», по-стоянным сотрудником которой состоял с мая 1918 г. по апрель 1919 г. 1919 В январе назначается председателем отдела по особо важным делам при следственной комиссии Нижегородского губернского Революционного трибунаяа. Работает как журналист и художник. На «Первой выставке картин профсоюза художников-живопис-цев» участвует своей первой большой композицией «Крючники». В марте кооптируется Губкомом в сек-цию изобразительного искусства Нижегородской гу-бернской Коллегии по делам искусств для организа-ции государственных художественных мастерских. В мае уходит добровольцем на фронт гражданской вопны. Назначается политкомиссаром Военной Донской флотилии, соединившейся впоследствии с Волжско-Каспийской флотилиеп, защищавшей Цари-цын. 11 июня в газете «Солдат Революции», изда-вавшейся в Царицыне, помещена заметка о выступ-лении на первом собрании моряков-коммунистов во-енкома Федора Богородского, призывавшего моряков крепить революционную дисциплину. В конце июня был тяжело контужен в боях под Ца-рицыном. После излечения в самарском госпитале назначен заведующим особым отделом Оренбургской губернокой Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Принимает деятельное участие в организации Оренбургского профсоюза работников искусств. Вступает в его члены. Встречается с мос-ковскими и петербургскими художниками — С. Кар-повым, С. Рянгиной, Я. Николаевым, В. Хвостенко. 1920 В январе откомандировывается в Москву в ВЧК. Вскоре возбуждает ходатайство о переводе его на работу в организации, деятельность которых связана с искусетвом. Направляется А. В. Луначарским в Н. Новгород на пост заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком наэначает его начальником следственной части Революционного Военного трибунала В'олжской области. В октябре переводится на профсоюзную работу членом прези-диума Нижегородского губернского правления Все-российского профсоюза Рабис. Избирается председа-телем его художественно-живописной секции. Изби-рается членом Нижегородского горсовета. 1921 Избирается председателем Нпжегородского губерн-ского отдела Всероссийского профсоюза Рабис и фрактщи РКП(б). В октябре командируется в Моск-ву на профсоюзную конференцию художников, где избирается членом президиума. Много работает как художник. Участвует на «Выс-тавке картин бюро профсоюза работников искусств и сектщи Изо Подотдела искусств». 1922 Ряботает как театрадьный художник. Оформляет с художником А. В. Куприным сттектакль «Стенька Разин» В. Камеяского. Выходит книжка стихов Фе-дора Богородского «Даёшь!». В сентябре откоманди-ровътвается в Москву для заветУгттения художествен-ного образования. А. Е. Архипов пришшает его в свою мастерскую на IV курс. Одновременно работает в пирке пот всевдонимами «Человек бр^ нервов» и «Ферри». Выступает эстрадным танцовщиком в «Матросском татще» с 3. Каюоссо и в номере «Ню и Ферри» с танцовщицей-чечеточницей Анной Скопи-ной. Руководит классом эксцентрикя в театре Фор-регера. По приглашению В. Мейерхольда ставит тан-пы в спектакле «Озеро Люль» на сцене Театра Ре-волгоции. 1922-1924 — Пишет статьи об искусстве эстрады и ттттока в ЖУР налах «Зрелища», «Новый зритель», «Искусство и труд». На V Московской губернской конференпии Рабис избипается членом правления московского ттлогЬсо'оза Рабис и заведующим культотдедом Губрабиса. 1922—1928 Избирается депутатом Моссовета. 1923 Принимает цеятельное учагтио в организации москов-ского Горкома артистов эстрады и цирка. Избирает-ся первым его председателем. 1924 Избирается первым председателем Горкома худож-ников и ответственным секретарем Бюро секции изобразительных искусств московского губернского отдела профсоюза Рабис. Оканчивает Вхутемас. Вступает в члены АХРР. Осеныо — творческая по-ездка в Крым. 1925 Продолжает профсоюзную деятелыгость в горкомах художников и артистов эстрады и цирка. Избирается членом Президиума АХРР. В июне направляется в творческую командировку в Чувашскую и Марий-скую АССР для сбора материала к предстоящей 8-й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». На-чало углубленной работы над жанровьш портретом («Американская танцовщипа», грузчики, беспризор-ньте). Портреты бесттризорных, впервые показанные на 7-й выставке АХРР, на выставках «Бьттие» и «Жар-Цвет», принесли автору болыной успех и были гпироко отмечены в прессе (Статьи и вьтсказывания А. В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.). Худож-ник С. В. Малютин пишет портрет художника-моря-ка Федора Богороского (его местонахождение нс установлено). 1926 Участвует на 8-й выставке АХРР картинами «Чу-рапти», «Мариеп охотник», «Марийка». Пишет тщкл портретов ня тему «Московское ДРО» С«Хули-ган» («Кот»), «Гулящая», «Маруха», «Вандер-ша», «Девка», «СиЛстлггс»), показанных на 9-й вы-ставке АХРР в 1927г. 1927 Пишет картину «Прачка» (Гос. музей изобразителъ-ных искусств Туркменской ССР. Ашхабад) — одну из работ, поданных для запгаты диплома на звашге художника. Второй дипломной работой был «Кеспри-зорный». Офитщальное вручение диплома об окотг-чании Вхутеина (Высший художественно-техничб-ский институт) с высшей наградой — заграничной коматтдировкой. Работает над картинами «Грузчики» для юбилсйной выставки художественных произведе-ний, посвящепной 10-летнему юбилею Октябрьской революции, и «Матросы в засаде» для 10-й выставки АХРР, посвященной 10-летию Красной Армии. По-следняя удостаивается премии Реввоенсовета. 1928 На I съезде художников АХРР выступает с докладом о создании федерации художественных обществ. Кар-тина «Матросы в засаде» экспонируется на XVI Ме-ждународной художественной выставке в Венеции. В июне уезжает с художником Г. Ряжским в загра-кичную творческую командировку. Июнь—июль — Германия: Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Мюнхен. Изучение музеев и современного искусства. Зарисовки на улицах городов. Цикл берлинских пей-зажей темперой и гуашью. Июль—октябрь — Ита-лия: Рим, Неаполь, Капри, Флоренция, Падуя, Ве-нещтя. Изучение музеев и современного искусства. Встречи с итальянскими и русскими художниками — С. Коненковым, Ал. Яковлевым, А. Исуповым, Н. Ло-ховым. Делает серию пейзажей Венеции и Капри — акварель и гуашь, зарисовки на улицах. В Галерее Фьямма в Риме открывается небольшая выставка ра-бот Богородского. В ноябре возвращается в Берлин. Пишет пейзажи рабочих окраин (темпера, масло). В рисунках—сю-жеты классовой борьбы, жанровые сцены на ули-пах, в кафе, цирк, спорт. Делает эскизьт костюмов и декорапий, ставит русские танцы в Верлинской опере (с балетмейстером В. Гзовским). Изучает музеи, посещает выставки и мастерские ху-дожников и скульпторов, членов Ассопиации рево-люционных ХУДОЖНИКОВ Гелмании: Кете Кольвип, АЛ. Кейля (Шандор Экк), Ганса Баллюшека, Отто ^агеля и других. Вступает в члены Ассоциации, принимает участие в организащщ ее деятельности.1929 Зимой участвует на выставке Ассоциации серией ри-сунков, посвященных гамбургским плотникам-ком-мунистам, и на выставке картин русских, француз-ских и немецких художников в Галерее Флехтгейма (Берлин). Встречается с русскими художниками, живущими в Берлине, — В. Фалилеевым, Е. Качура-Фалилеевой, И. Мясоедовым, К. Горбатовым, Л. Па-стернаком. Встреча с А. М. Горьким. Получает от него пригла-шение приехать работать к нему в Сорренто. 1929— С ноября 1929 по апрель 1930г. живет в Капо ди 1930 Сорренто у А. М. Горького. Работает над пейзажем, жанровым портретом — «Дочь рыбака» (Киевский гос. музей русского искусства), «Итальянка, несу-щая камни», «Итальянка с кувшином» портрет Сто-фана Цвейга, гостившего тоцца у А. М. Горъкого, и др. Пишет картины на содиальные темы—«Европа. Инвалиды войны» (ГТГ). «Итальянские рабочие п фашисты», «Женщины, несущие вино» (ГТГ) и др. В рисунках — социальная тематика, жанровые сде-ны в Неаполе и Сорренто. Делает много карандаш-ных набросков и два портрета маслом А. М. Горь-кого (Один был впоследствии уничтожен автором, местонахождение другого не установлено). 1930 В мае возвращается в Москву. Июль—август — творческая командировка в Нижний Новгород. Пи-шет цикл волжских, городских и индустриальных пейзажей Нижнего Новгорода и Сормова. 1931 Осенью и зимой подготовляет работы для персональ-ной отчетной выставки по заграничной командиров-ке, открывшейся 1 марта в Гос. музее изящных ис-кусств '(около трехсот работ маслом, акварелью, тем-• •''' перой, гуашью, рисунки). Издан каталог выставки со встутгтельной статьей А. В. Луначарского. Выставка была широко освещена в прессе. Весной уезжает на шесть месяцев в творческую командировку наЧерноморский флот и в портовые города — Сева-стополь, Одессу, Новороссийск, Батуми и в Грузию. Пишет портреты краснофлотцев, пейзажи городов. В Тбилиси выступает с докладом о современном ис-кусстве Запада. Избирается членом Центрального Совета АХР. 1932 Награждается почетной грамотой Центрального Со-вета АХР «За особые заслуги в борьбе за реалисти-чеокое искусство». Назначается члвном комиссии технической экспертизы конкурсных проектов Дворца Советов. Назначается членом жюри юби-лейных выставок «Художники РСФСР за XV лет» и 15 лет РККА». Пишет картины «Памяти Ленина» (ГТГ), «Братишка» (ГТГ), «Отец и сын» (ГТГ), «Снимаются у фотографа», «Семья снимается» и др. Участвует на выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и на XVIII Международной художественной выставке в Венеции. 1932—1958 Избирался членом Правлешш МОССХа с 1932 по 1958 год. 1933 Пишет картину «На белых» (погибла во время Ве-ликой Отечественной войны в Краснодаре) и «На-шли товарища» (Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Эскиз в музее Револющш СССР). Уча-ствует на юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и «15 лет РККА» в Москве и в Лешшграде (1934). 1934 Присутствует от художников на XVII съезде ВКП(б). Творческие поездки в Горький и в Сева-стополь. Участвует на XIX Международной худо-жественной выставке в Венеции. 1935 Назначается членом выставочных комитетов юби-лейных выставок «Индустрия социализма» и «20 лет РККА и Военно-Морского Флота».ТворчеСкйё поездкй вместе с группой художнй-ков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализ-ма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Ва-сильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сен-тябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи. 1936 В июне—июле — творческая комаидировка совме-стно с Г. Ряжским и Г. Нисским в Севастополь для сбора материала к картине «Весть о победе» (напи-сан был только эскиз). В августе творческая поезд-ка в Палех и Мстёру (пейзажи маслом и аква-релью). В октябре едет в Донбасс для сбора мате-риала к картине «Встреча стахановцев» (картина не была закончена). Пишет картину «Музыка» («Военный санаторий в Архангельском под Моск-вой»). Эскпз первого варианта находится в Кали-нинской обл. картинной галерее. 1937 Пишет картину «Проводы шахтеров на фронт». (Местонахождение не установлено). В сентябре творческая поездка в Севастополь для сбора ма-териала к картине «В поход» («За роднну») (ЦМ ВС СССР). Пишет портреты краснофлотцев. 1938 Участвует на выставке «XX лет РККА и Военно-Морского Флота» («В поход» и «Музыка»). Выходит из печати книга Ф. Богородского «Авто-монография» с предисловием И. Грабаря. Начало педагогической деятельности на вновь организован-ном при активном содействии Богородского худо-жественном факультете Всесоюзного государствен-ного института кинематографии. Бессменно заведы-вал на нем кафедрой живописи и рисунка с 1938 по 1959 г. За это время факультет выпустил более трехсот художников кино. 1939 Утвержден в ученом звании профессора по кафед-ре живописи. В октябре командируется Оргкомите-том Союза художников СССР в Белосток для уча-отия в работах Народного Собрания Западной Бе-лоруссии. 1940 Приказом Комитета по делам искусств при Совнар-коме награждается Почетной грамотой «За энергич-ную и нлодотворную работу по организации вы-ставки «Индустрия Социализма». Осенью и зимой пишет серию пейзажей в Горках Лешшских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пи-шет цикл портретов цирковых артистов. 1941 Участвует на выставке «Лучшие произведения со-ветских художииков». С начала войны активно ра-ботает в Правлении МОССХа. 16 ноября по реше-нию правительства в числе ста художников эвакуи-руется из Москвы. 1942 В Доме культуры с. Воскресенского на Ветлуге Горьковской области (родина его отца) организует выставку «Героическое прошлое русского народа». Пишет картину «Возвращение партизан» и пейза-жи. Проводит встречи-беседы с партийным активом Воскресенска. В сентябре возвращается в Москву. Участвует на выставке «Великая Отечественяая война» картиной «До последней капли крови» (ме-стонахождение не установлено). В октябре — декабре находится как военный худож-ник в командировке в 92-й морской бригаде в осажденном Сталинграде. Делает фронтовые зари-совки. Проводит с воинами беседы на полптические темы, на темы искусства. 1943 В феврале командируется на Волжскую флотилию в Горький, в марте—апреле — в блокированный Ленинград. Два месяца жил на военных кораблях. Был контужен во время одного из обстрелов. В ре-зультате фронтовых впечатлений зарождается тема картины «Слава павшим героям».ТворчеСкйё поездкй вместе С группой художнИ-ков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализ-ма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Ва-сильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сен-тябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет сердю акварельных портретов шахтеров и пейзажи. зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картииой «Расстрел». Пи-шет цикл портретов цирковых артистов. 1944 Работает над картиной. Награжден орденом «Знак почета» за преподавательскую работу во ВГИКе. 1945 Заканчивает картину «Слава павшим героям». 1946 Награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Лешшграда», «За доблестный труд в Вели-кой Отечественной войне», «За победу над Герма-нией». Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Присуждена Государственная премия СССР второй степени за картину «Слава павшим героям» (ГТГ). Участвует на Всесоюзной художе-ственной выставке. В течение ряда лет избирается членом нартийного бюро МОССХа и секретарем партгруппы Правле-ния. 1947 Пишет картины «Фашистским знаменам не под-няться» и «Поверженные знамена». Последней участвует на Всесоюзной художественной выставке. На 1-й сессии Академии художеств СССР избран членом-корреспондентом. 1948 Участвует на юбилейной выставке «30 лет Совет-ских Вооруженных Сил». В сентябре — творческая поездка в Закарпатскую область — Львов и Ужго-род. Выступает с докладами о задачах советского искусства. Награжден медалыо «В память 800-летия Москвы». 1949 Пишет картину «Сталинградец» (Воронежский об-ластной музей изобразительных искусств). которая экспонируется на Всесоюзвой художественной вы-ставке. Избран членом секции изобразительных искусств ЦК профсоюза РАБИС. 1950 Председатель Гос. экзаменационной компсспи (ГЭК) в Гос. Академии художеств Латвийской ССР (Рига). 1951 Председатель ГЭК по факультету живописи Мо-сковского художественного ипститута имени Сури-кова и МИПИДИ. Член ГЭК по Художоственному факультету ВГИК. 1952 Пишет картину «Раздумье» (1952—1954). Начина-ет работать над книтой «Восггомпнания художника» (1952-1957). Председатель ГЭК по факультету живописи Мос-ковского художественного института имени Сурп-кова. Член ГЭК по Художествепному факультету вгик. Утворжден рецензеятом Высшей Аттестационной комиссии по киноискусству Министерства высшего образования. 1953 Председатель ГЭК Гос. художественного института Эстопской ССР. Член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института иментг Су-рикова и по Художественному факультету ВГИК. Утвержден членом Экспертной комиссии по де-лам кинематографии Министерства высшего обра-зования. 1954 Избран заместителем председателя правления МОССХ. Избирается членом нескольких комиссий Академии художеств СССР, членом и председате-лем пяда художественных советов. Председатель ГЭК Гос. Академии художеств Латвийской ССР и член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурикова. 1955 В связи с шестидесятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Приказом по Управ-лению учебньтми заведениямд Министерства куль- туры СССР объявлена благодарность «за многолет-нюю творческую п педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицпрованных кадров мо-лодьтх художников». Назначен членом комитета юбилейной художест-венной выставки 1957 г. Избран членом конкуроной комиссии Совета ВГИК по избранию профессор-ского состава. Избран председателем правления МОС. 1956 В июне — поездка вокруг Европы на теплоходе «Победа». В августе — сентябре — творческая по-ездка в Париж для изучения музеев и современно-го искусства Франции. По возвращении в Москву выступает с рядом докладов о поездке во Францию. Работает над триптихом «Отцы и дети». 1957 Пишет картины «Они громили Деникина и Колча-ка» и «Они штурмовали Зимний» (Львовская гос. картинная галерея) — боковые части тритттиха. Они экспонировалисъ на Всесоюзттой художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрь-ской социалистическоГг револютщи, и на выставке «Москва социалистическая в произведеттиях москов-ских художников». Проводит болыпую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских художников. Активно участвует в его работе. Организует и проводит работу с художниками на Всемирном фестивале молодежи в Москве. Избван членом Оргкомитета Союза художников РСФСР. В связи с 40-летием Октябрьской револютши объявлена благодарность «работнику высших учеб-ных заведений Министерства культуры СССР за многолетвгюю плодотворную деятельностъ». 1958 Участвует на юбилейных выставках «40 лет Совет-ских Вооружеяных Сил» и «Двести лет Академии художеств ССОР», 1059 1 иоября вышла из печати книга «Воспоминания ху-дожника». Борис Николаевич Яковлев (1890—1972).
В двадцатые годы в Советской России заканчивалась гражданская война. В борьбе с внутренней контрреволюцией и иностранными интервентами победили рабочие и крестьяне молодой республики. С советской земли были выброшены остатки белых армий и интервентов. Наступила новая эпоха - эпоха созидательного труда. И те, кто вчера с оружием в руках защищал завоевания Октября, взялись за восстановление народного хозяйства, пришедшее в страшный упадок в результате двух войн - мировой империалистической и гражданской. В самый разгр строительства новой жизни одним из наиболее активных художников среди тех, кто счел своим гражданским долгом запечатлеть историческое время, был Борис Николаевич Яковлев (1890 - 1972), ставший позже членом-корреспондентом Академии художеств СССР, народным художником РСФСР, профессором. Он создал замечательную картину " Транспорт налаживается" (1923) и стал родоначальником советского индустриального пейзажа. Железнодорожные пути и паровозы под парами возле депо одной из подмосковных станций. Ранний час, люди спешат на работу. После долгих лет бездействия, разрухи налаживается жизнь: убегающие вдаль к горизонту стальные линии и столбы электропередач, дым локомотивов, широкая перспектива - все это передает чувство новоо, говорит о трудовом энтузиазме рабочего класса, чьими усилиями созидалось народное хозяйство страны. Эта картина Яковлева вместе с тем свидетельствовала о знаменательных переменах, которые поисходили в советском искустве. Впервые художник обратился к новому типу пейзажа, в котором воплощены красота труда и пафос социалистического строительста. Б.Н.Яковлев - уроженец города Москвы. В 1917 году он окончил Московский университет, а затем - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.М.Васнецов и А.С.Степанов. Наставники молодого художника были преставителями русскоо реалистического искусства. От них Яковлев воспринял замечательные национальные традиции пейзажной живописи. И закономерно, что, когда создавалась прогрессивная реалистическая Ассоциация художников революционной России (АХХР), Б.Н.Яковлев был в числе первых ее организаторов. Жажда познания нового, стремление увидеть и перенести на холст ранее никем не замеченное приводят Яковлева к мысли о необходимости глубокого изучения жизни. И художник совершает длительные поездки по стране. В 1925 году он побывал в Самарканде, в 1928 - в Крыму, 1929 - в Баку, 1930 - в Ленинграде, на Балтийском заводе, 1931 - на Свирьстрое, 1932 - в Майкопе, 1933 - в Грузии, на Сурамском перевале… Две поездки он совершает на Урал (1933 и 1934 гг.). В 1935 году художник едет в Дагестан, а в 1936 - в Карелию… И отовсюду Яковлев привозил десятки натурных этюдов, на основе которых создавал новые произведения. В них зудожник воспевает мокучую силу советского человека, преобразующего природу. Так появились картины: " Мачта в горах", " На Урале", " Строительство рабочего поселка", " Вывозка леса", " Спуск лесовоза". " Дорога на строительство", " Краны", " Верфь. Балтийский завод", " Рудник Магнезит". Увлеченно работает Яковлев над архитектурным пейзажем. В его творчестве немало полотен, посвященных Красной площади. Картины, посвященные главной площади страны, принадлежат к лучщим созданиям художника. В них он воплотил патриотические чувства любви к Родине. Ведь именно с этой центральной площалью столицы связаны многи езамечательные события истории нашей Родины. На этой площади советские люди не раз слышали пламенные речи Владимира Ильича Ленина, и бесконечно дорога эта площадь всем прогрессивным людям мира тем, что здесь находится Мавзолей В.И.Ленина. С картины " Москва военная" Яковлева встает сумрачная Москва 1942 года. По заснеженной Красной площади на фронт продвигались танки. Величаво выглядела Красная площадь на картине Яковлева " Зимний Кремль" (1947). Строгие очертания Кремлевской стены, Мавзолея и серебристых трибун, Спасской башни и неповторимого ансамбля храма Василия Блаженного. Через год - в 1948 - художник вновь пишет Красную площадь. Но на этот раз он укрупняет масштабы, приближает к зрителю выразительые силуэты Мавзолея, Спасской башни и храма Василия Блаженного. Кремлевская стена и белоснежные трибуны остались за пределами картины. И еще один вид этой героической площади, такой, как ее запечатлел Яковлев в том же 1948 году: крупно изображены Мавзолей, Кремлевская стена и запорошенные снегом елочки. Цикл картин Яковлева о Красной площади - своеобразный поэтический символ величия Советской страны. Яковлев был тонким мастером лирического пейзажа. В 1061 году он создал карину " Весна в Аодмосковье". Живопись нередко сравнивают с музыкой. Это сравнение приложимо к творчеству Яковлева - так присуще его живописи чувство ритма, особая " певучесть" красок. Чистотой тона, светом, солнцем напоена раняя подмосковная весна, когда стройные, устремленные в небо березы распускают набухшие красноватые почки. Жизнь среднерусссой природы влечет художника знакомыми с детства мотивами. Помимо ласковой солнечной весны Яковлев любуется и красотой осеннего дня, когда деревья покрываются багрянцем (" Золотая осень", " Октябрь"), и причудливыми снежными дорогами (" Вывозка леса"). Он писал и природу гористого Урала с буйными стремительными реками, своеобразные пейзажи юга России или Средней Азии… И всегда он оставался мастером со своим пониманием окружающего мира. Серию пейзажей создал Яковлев в Горках Ленинских. Он с увлечением писал места, где провел последние годы своей жизни Владимир Ильич. Так появляются сочные, темпераментн написанные пейзажи, изображающие старый парк, аллею в Горках, дом в Гоках, реку Пахру, весну в Горках… Часто писал Яковлев и натюрморты. Яркие звучные цветы (" Черемуха и купавки", " Розы" и многие другие) выражали оптимистическое восприятие жизни, радость бытия. В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Яковлев создает ряд выразительных композиций. Помимо уже упомянутого холста, изображающего Красную площадь в 1942 году, художник исполнил картину " Площадь Пушкина в ночь воздушной тревоги". Яковлев увидел нерасторжимую связь прошлого с настоящим. Дождливая ночь, глухое темное небо и резкие черно-синие тени, падающие на монумент величайшего русского поэта. Памятник освещен отсветами прожекторов и вспышек зенитных орудий. В грозном пейзаже войны образ великого Пушкина как бы вновь напоминал о Москве, о величии русской культуры. Б.Н.Яковлев был художником-поэтом. И это свое поэтическое восприятие мира передал он в лирических и индустриальных пейзажах Родины. Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964) Действительный член Академии художеств СССр, народный художник СССр, лауреат Ленинской премии С.В.Герасимов (1885-1964) родился в г. Можайске Московской области. «Учился я, - писал в своем автобиографическом очерке художник, - в сельской школе и городском училице. Пятнадцати лет приехал в Москву и поступил в Строгановское училице. Здесь, в связи с курсом русской словесности, читая русские былины, почувствовал, что больше всего люблю русское искусство и рускую историю. Я увлекался Васнецовым, Нестеровым. Очень хорошо вспоминаю Строгановское училице. Там преподавали С.В.Иванов, К.А.Коови, А.М.Корин и другие». В 1907 году Герасимов заканчивает декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1911 года. Вначале Герасимов выступал с произведениями, исполненными акварелью. «Первое время и довольно долго потом, - вспоминал далее художник, - я работал главным образом мкварелью. Мужской портрет на выставке 1911-1912 года также исполнен в этой технике. Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий». Однако и каварельная живопись Рерасимова выделяется богатством колорита, точностью рисунка, контрастными живописными отношениями. В его ранних акварелях было много жанровых сцен, в которых выведена целая галерея человеческих характеров. Насыщенные звучными красками, неожиданными колористическими находками, эти ранние работы Герасимова пленяют своим высоким мастерством. Творчество Герасимова отмечено широтой и разнообразием. Великоланый мастер тематической картины и портрета, он был выдающимся советстким пейзажистом. Пейзажи Герасимова неизменно отличаются высокими художественными достоинствами, богатством цвета и большой лирической задушевностью. Об искусстве Сергея Васильевича прекрасно сказал другой замечательный советский художник П.Д.Корин: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое пле Бородино. Разнообразие творческих интересов Герасимова особенно отчетливо обнаруживаешь, кгода знакомишься с его тематическими композициями. Этот выдающийся художник жил интересами своей страны, он стремился идти в ногу со временем, хотел, чтобы его искусство служило народу. Это стремление проявилось у него с первых же дней после победы Великого Октября. Герасимов с открытой душой принял Советскую власть и немедленно принялся за работу, необходимую новому времени. В первые же месяцы после Октября он принял деятельное участие в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в организации художественного образования и в оформлении революционных празднеств. Великий праздник – 7 ноября 1918 года – прошел в необычайно торжественной обстановке. «Октябрьские дня первой годовщины были одними из наисчастливейших дней в жизни Ильича», - вспоминала Н.К.Крупская. В праздничном оформлении улиц, площадей и домов приняли участие лучшие художественные силы страны: Б.Кустодиев, С.Герасимов, Н.Касаткин, Е.Чепцов, И.Бродский и многие другие. С.В.Герасимов написал огромное панно «Хозяин земли», изображавшее крестьянина с красным знаменем в руках. Панно было размещено на фасаде здания бывшей городской думы (ныне в нем находится центральный музей им. Ленина). В первое послереволюционное десятилетие Герасимов создает цикл композиций, в которых показывает своего современника, образы, созвучные героическому духу времени. «За столом», «Три крестьянина», «Крестьянин в шапке», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Рыбаки на Волхове» и другие произведения такого же характера запечатлели острый интерес к началам новой жизни в деревне, новое понимание им образа крестьянина. В 1933 году Герасимов выставил картину «Клятва сибирских партизан» и портрет «Колхозный сторож». Обе эти работы выдвинули художника в ряд лучших мастеров советсткой живописи. «Клятва сибирских раптизан» - выдающееся произведение, воплощающее героический дух советского народа, проявившийся в годы гражданской войны. С какой убежденностью и величавой торжественностью произносит свое прощальное слово командир отряда у грода погибшего бойца! Как взволнованно-суровы в этот трагический момент партизаны, решившие до последнейф капли крови бороться за утверждение новых, коммунистических идеалов! «Клятва сибирских партизан» справедливо считается лучшей историко-революционной картиной Герасимова. Сам художник не раз говорил, что главную свою творческую задачу он видит в создании картин со сложным композиционным и образным строем. Значительными работами явились также картины «В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян» (1935-1936), «Колхозный праздник» (1937), и «За власть Советов» (1957). С.В.Герасимов – блистательный мастер светлой, солнецной живописи. Сколько в его «Колхозном празднике» света, воздушного простора, ощущения большого радостного, истинно народного праздника» Примечательно, что все тематические картины Герасимова, как и большинство его портретов, изображают крестьян. Знакот руской деревни посвятил свое искусство красоте человека крестьянского труда. В тяжелые годы Отечественной войны С.В.Герасимов создает свою значенитую гартину «Мать партизана» (1943). На холсте – две противостоящие друг другу фигуры, две противоборствудщие идейные силы: пожилая руская крестьянка и эсэсовец. Женщина-мать – олицетворение мужественного и свободолюбивого народа. Огромная выразительность в раскрытии психологического состояния образа ставит эту картину в один ряд с лучшими созданиями современной живописи. Интенсивно работает художник и в послевоенные годы. Появляется серия тонких по живописи, лирических по настрою пейзажей: «Последний снег» (1954), «Первая зелень» (1954), «Сирень в цвету» (1955), «Пейзаж с речкой» (1959) и многие другие картины. С.В.Герасимов вел большую общественную и педагогическую работу, он был в разное время профессором высших зудожественных учебных заведений Москвы, председателем правления Московской организации художников, первым секретарем правления Союза художников СССР. В 1963 году он был депутатом Верховного Совета РСФСР. «Сергей Васильевич Герасимов, - сказала о нем народный художник СССР Е.Ф.Белашова, - это восесть нашего искусства, это наша творческая жизнь, наша энергия, наша ответственность перед народом и перед самим собой». В 1966 году (посмертно) С.В.Герасимову было присвоено почетное звание лауреата Ленинской премии за серию картин «Земля русская», в которую вошли вледующие работы: «Ранняя весна» (1952), «Послениний снег» (1954), «За власть Советов» (1957), «Летниц день» (1957), «Паводок» (1957), «Можайск.Вечер» (1959), «Пейзаж с рекой» (1959), «Снег сошел» (1963). ШТЕРЕНБЕРГ, ДАВИД ПЕТРОВИЧ (1881–1948), русский художник, представитель постфутуристического изобразительного искусства России, переходного от авангарда к «тихому искусству» середины 20 в. Родился в Житомире 14 (26) июля 1881 в семье предпринимателя. Учился в частной студии в Одессе (1905). Как член Бунда вынужден был выехать за границу (1907), поселился в Париже, где занимался в академии Витти и жил в колонии художников «La Ruche» («Улей»). Вернувшись в Россию в 1917, был назначен заведующим отделом изобразительного искусства Наркомпроса, а также председателем коллегии ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (до 1921). Председатель «Общества художников-станковистов» (ОСТ; с 1925). Жил в Москве. После ранних умеренно-авангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917–1918, Третьяковская галерея, Москва). Как администратор активно поддерживал «левых» футуристического толка, в то же время отстаивая (в пику тем же «левым») непреходящую ценность станкового искусства. Выступал как мастер портрета и символически-обобщенной фигурной композиции, экспрессивно выразившей трагические разломы времени (Старик (Старое), 1925–1926; Аниська, 1926; обе работы – там же). С годами его экспрессионизм принял более камерный, лирически-созерцательный характер (живописный цикл Травы, 1929; серия детских книжек-картинок 1930–1931; натюрморты и пейзажи 1930–1940-х годов). В своей живописи, офортах и ксилографиях этих лет мастер явился по сути одним из основоположников уединенно-студийного «тихого искусства», противостоящего официальному «тематическому» соц-заказу. Особой психологической силы это лирическое созерцание достигает в серии Библейские сюжеты (1947–1948), где Штеренберг, обращаясь в основном к Распятию и смежным темам, стремился возродить – в зыбких цветовых видениях – внеконфессиональное религиозное изобразительное искусство в духе Н.Н.Ге. Много работал как педагог – в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин) (1920–1930). Умер Штеренберг в Москве 1 мая 1948. ДЕЙНЕКА Александр Александрович (р. 8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва)
Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии искусств ГДР Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917) у М. Р. Пестрикова и А. М. Любимова, в московском Вхутемасе (1920-1925) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Член-учредитель ОСТа, член общества " Октябрь". Преподавал в московском Вхутеине (1928-1930), Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Москве в Институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1952, директор в 1945-1948), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Профессор. Автор книг: Избранные произведения. М., 1957; Из моей рабочей практики. М., 1961; Учитесь рисовать (при участии К. А. Александрова, Л. В. Туд-ского и др.). М., 1961 Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало, и тем, кто знал его близко. Поэтому и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего, и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, - романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и совершенной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы - композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки, и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. В ряду лучших картин Дейнеки, таких как " Мать", " Девочка у окна", " Спящий мальчик", " На балконе", " Пейзаж с лошадьми и сухими травами" и других, нет локально определенного сюжета, нет и каких-либо специально уточняющих историческое время подробностей, однако именно наше время чувствуется во всем ритме и строе этих произведений, в их цвете, в естественной ненавязчивой характеристике душевного и физического облика людей. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени - к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам - с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей, и именно поэтому всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой " группы трех" (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа, и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое - в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову - двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования - именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина - " Оборона Петрограда" Дейнеки (1927). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, - одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с " Клятвой сибирских партизан" С. Герасимова и " Октябрем" А. Матвеева. В суровом, строгом ритме фигур рабочих, идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Место и время действия даны предельно скупым намеком; композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет, и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Но при эпически монументальном строе картины ее герои - реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит - почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Такой замысел и такое выполнение картины ясно свидетельствовали, что она возникла как результат больших раздумий и большого душевного волнения, вполне сохранивших свою покоряющую силу до наших дней. Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Немногие картины, созданные до " Обороны Петрограда", можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение (" Перед спуском в шахту", 1925; " На стройке новых цехов", 1926); в них много по тем временам нового и дерзкого - в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, - но в целом работы эти схематичны, и " сочинение" полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925-1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Таков прелестный рисунок " Теннис" (1926) - четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. Опыт " Обороны Петрограда" и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки (" Механизируем Донбасс", " Физкультурница"), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное - с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. В передаче и глубоко трагического (" Наемник интервентов"), и светлого, радостного, личного (" На балконе", " Девочка у окна. Зима"; все - 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей; скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени; смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция; цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, - все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней " современности", какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. 1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина " Мать" (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Этому помогают и естественная асимметричная композиция, и сдержанная простота колористического строя, и выбор моделей. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. Уже только эта " мадонна двадцатого века" могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Но картина не была одинокой удачей. Она - первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Это " Спящий мальчик с васильками", " Полдень" (обе - 1932), " Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами", " Купающиеся девушки" (обе - 1933). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина " Безработные в Берлине" (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге " Огонь" А. Барбюса (1934). Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет - середины 1930-х годов - будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу - во Францию, Италию, США - в 1935 году. Все эти работы - от картины " Мать" до произведений, выполненных в Америке, - отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Прежде всего - умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Пустынная " Площадь Квиринала" или причудливая " Испанская лестница" передают неповторимый " дух местности", атмосферу улочек Рима. И так же подлинно звучат " Набережная Сены" или " Дорога в Маунт-Вернон" в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Такова замечательная акварель " Тюильри" (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека - бродяги или безработного - на садовой скамейке. Таков трогательный и нежный " Негритянский концерт" (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам " Через полюс в Америку" Г. Байдукова и " Наша авиация" И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Дейнека совершенно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: " Первая пятилетка" (1936), " Никитка - первый русский летун" (1940), " Левый марш" (1941). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем " Первая пятилетка" и последовавший за нею " Левый марш". Картина " Первая пятилетка" (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской - гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. То же самое можно сказать и о картине " Левый марш", написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней - другие ряды моряков и солдат. Дейнека с блеском нашел этот мерный тяжелый ритм шагов, замечательно живые, разные, но одинаково суровые лица матросов, объединенных единой волей и единой устремленностью. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Сразу исчезли все явно наносные черты умозрительной нарочитости, все вызванное не душевной потребностью, а всякими преходящими внешними условиями. Уже первое произведение Дейнеки " Окраина Москвы. 1941 год" (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях - в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, " Сгоревшая деревня", 1942) Дейнека создал " Оборону Севастополя" (1942) - одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени - скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: " Сбитый ас" (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа, и акварель " Берлин. В день подписания декларации" (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, - это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей " Москва военная", где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Насколько к концу войны была глубока эта " разрядка" в настроении художника, наглядно говорит его большая картина " Раздолье" (1944) - радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Образы девушек, бегущих реки вверх по крутому склону, - одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Такие картины, как " Донбасс" (1947), " На просторах подмосковных строек" (1949), " Тракторист", " В Севастополе", " У моря. Рыбачки" (все - 1956), такие мозаики, как " Парашютист" (1957), " Красногвардеец", " Доярка" (обе - 1962), такие рисунки, как " Обнаженная девушка" (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве - в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И все же можно сказать, что,, монументализм" искусства Дейнеки нигде не проявился в таком следовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, - именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки. ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ (1903–1977), Русский художник, один из наиболее самобытных мастеров круга «Общества станковистов» (ОСТ). Родился в Москве 13 (26) ноября 1903 в семье юриста. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) у С.В.Малютина, В.А.Фаворского и В.Д.Фалилеева. Был одним из членов учредителей ОСТа (1925). Жил в Москве. В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет (Инвалиды войны, 1926, Русский музей; Даешь тяжелую индустрию!, 1927; Солдаты переходят на сторону революции, 1932; обе – в Третьяковской галерее). С годами перешел к обновленному импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», легкого и артистичного образа-впечатления. То, что у иного его коллеги могло стать помпезным Выездом жены наркома, у Пименова превратилось в Новую Москву (1937, там же) – с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы. Замечательно удавались красочно-феерические театральные мотивы (Актриса, 1935, там же), поэтому закономерно, что Пименов стал одним из значительных русских сценографов середины 20 в.: он работал для Малого (Волки и овцы А.Н.Островского, 1941), Ленкома (Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1943) и других театров. Черты «Пименова-экспрессиониста» вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет (Следы шин, 1944; там же; и др.). За свои театральные работы был удостоен Сталинских премий 1947 и 1950. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты Вещи каждого дня (1959) и в особенности Новые кварталы (1963–1967; Ленинская премия 1967) – мажорно-лирические и в то же время не лишенные тонкой сценической условности картины-новеллы, ярко отразившие настроения политической «оттепели». Издал ряд живых очерковых книг, которые, впрочем, кажутся наивно-прекраснодушными в сравнении с его картинами (Искусство жизни или «Искусство ничего», 1960; Необыкновенность обыкновенного, 1964; Новые кварталы, 1968; и др.). Умер Пименов в Москве 6 сентября 1977. Георгий Георгиевич Ряжский Российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1944), действительный член АХ СССР (1949). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923). Годы жизни: 1895, село Игнатьево Московской губ. - 1952, Москва. Живописец, график. Учился в частных студиях в Москве (1910-14), потом во Вхутемасе. В 1919 организовал изостудию в Самаре. В 1922 организовал и принимал участие в выставке " Нового общества живописцев" (НОЖ). С 1923 - член АХРР. С конца 1920-х приступил к серии женских портретов (первые изображения советских женщин). В 1928-29 находился в заграничной командировке в Италии и Германии (премия за картину " Делегатка"). Участвовал в Международной выставке в Венеции (1934).
СОВЕТСКАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ
Советская пейзажная живопись — неотъемлемая часть нашей художественной культуры. В своем развитии она опирается на великие достижения русского искусства прошлых эпох и прежде всего на достижения художников-реалистов XIX и начала XX века. Вместе с тем советский пейзаж постоянно обогащается новыми выразительными средствами передачи действительности.
Началом возникновения советской пейзажной живописи принято считать появление в 1918 году картины А. Рылова «В голубом просторе». Здесь средствами пейзажа был создан эмоциональный образ, остро передававший атмосферу революционного подъема, дух времени. К началу Великой Октябрьской социалистической революции А. Рылов был зрелым живописцем, широко известным в нашей стране. Но шло время, произведения, созданные такими пейзажистами, как А. Рылов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, Юон были поняты и оценены в полной мере. Действительно, эти художники примером своего искусства показали жизненность многих явлений, возникших в русском пейзаже задолго до революции. Так, А. Рылов в собственном творчестве опирается на опыт А. Куинджи, создавая сочиненные пейзажи-картины, полные приподнято-мажорного восприятия мира, переданного яркими, подчас декоративными в своем звучании красками. И наконец И. Грабарь и К. Юон обогатили советскую живопись завоеваниями в области передачи света и воздуха.
Но, конечно же, непростое повторение того, что уже было сделано в искусстве, мы находим в послереволюционных произведениях самого старшего поколения мастеров советской пейзажной живописи. В них заметны поиски и изменения, которые выражают принципиальные представления о самом характере пейзажа Иногда эти изменения касаются темы. Иногда они лежат в сфере чисто живописной трактовки природы.
В первом случае мы можем как пример привести фантастический пейзаж К. Юона «Новая планета» (1921), серию В. Бялынпцкого-Бируля, посвященную ленинским местам (начата в 1920-е годы). Во втором—произведения 1920-х годов И. Грабаря, К. Юона, А. Рылова, в которых в разной степени сказалось тяготение к более монументальному, устойчивому образу, его пластической характеристике. При всем том, эти мастера сохранили основу своего творческого метода, который сложился в начале нашего века, сохранили прежде всего трепетное отношение к жизни природы.
Зато коренным образом меняют свой подход к натуре другие мастера, которые в предреволюционные годы принадлежали к художественным группировкам «Голубая роза», «Бубновый валет». Речь идет здесь о П. Кузнецове, М. Сарьяне, Н. Крымове, П. Кончаловском, А. Куприне, Р. Фальке, А. Осмеркине, А. Лентулове, В. Рождественском. Экспериментаторство, свойственное творчеству этих мастеров, связанное с поисками более выразительной в художественном отношении формы, Именно в 1920
|