Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормотворческие и правоприменительные полномочия международных экономических организаций.
Полномочия международных экономических организаций. Международные экономические организации, как и прочие международные организации межгосударственного характера, имеют определенные международные права и обязанности, могут приобретать их, заключать договоры, пользуются иммунитетами, несут международно-правовую ответственность за свои действия. Правосубъектность организаций и ее объем основывается на уставах и не нуждается в признании другими государствами. В МП/МЭП действует международный обычай: ни одно третье государство не может оспаривать правосубъектность международной организации, созданной в соответствии с принципами международного права с законной целью. Универсальные экономические организации группируются вокруг Организации Объединенных Наций, на которую уставом возлагается задача развивать международное экономическое сотрудничество. В рамках системы ООН образовалась подгруппа организаций, внутренняя структура которых отмечена разнообразием, а характер деятельности - сложностью. По замыслу основателей правопорядка, создававшегося после второй мировой войны, данная подгруппа организаций должна была сосредоточиться вокруг Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета, их вспомогательных органов. Три организации должны были находиться в орбите этого центра. Две из них появились на конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г.: это - Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Задачи обеих организаций задумывались как вспомогательные, потому что они должны были приходить на помощь, когда государства сталкивались с трудностями либо конъюнктурного, либо структурного характера. Обе организации к тому же должны были работать в тесном взаимодействии друг с другом. Общность их правового статуса состояла и в том, что обе организации становились специализированными учреждениями ООН. Кроме того, членство в одной организации предполагало и членство в другой. Все это свидетельствует, что и Фонд, и Банк задумывались как часть единого международного экономического порядка, характеризующегося тесными взаимосвязями. Завершить становление нового порядка должен был третий элемент системы - Международная торговая организация (МТО), создание которой не удалось. МВФ и МБРР имеют почти тот же состав и такой же уровень универсальности, что и ООН. Международные экономические организации (например, МВФ, МБРР) привнесли много нового в практику и правовой статус международных организаций, послужили образцом для большого числа других организаций универсального и регионального характера. Именно на это и следует обратить внимание. ООН и большинство международных организаций основаны на принципе равенства государств. Каждое участвующее государство располагает одинаковым весом исходя из известной классической максимы: " одно государство - один голос". Что же касается международных экономических организаций, универсальных или региональных, то они, по общему правилу, руководствуются иным основополагающим принципом. Именно с Международного валютного фонда и Всемирного банка началась практика взвешенного подхода к государствам-членам в зависимости от их экономического и промышленного веса. В различных вариантах этот подход применялся и применяется в таких региональных организациях, как ЕС или региональные банки. В то же время, правда, ВТО (а ранее ГАТТ), ОЭСР, ЕАСТ, НАФТА, большинство международных организаций развивающихся стран не применяют этого принципа. Международные организации классического типа (такие как организации системы ООН) при принятии решений исходят из единогласия государств-членов или по крайней мере из согласия наиболее важных - репрезентативных - государств для того, чтобы решение могло быть принято надлежащим образом. Значительное число международных экономических организаций руководствуются иными методами. Обязательное единогласие (консенсус) в них также используется, но не всегда, не везде, не так жестко. Часто члены организаций ищут консенсус де-факто, хотя де-юре уставы позволяют принимать решения большинством или квалифицированным большинством голосов. Метод/правило консенсуса при принятии решений применяется, например, в ОЭСР, в некоторых региональных экономических интеграционных организациях. Применение этого метода ограничено или он вовсе не применятся в МВФ, международных финансовых организациях, в ВТО, в таких экономических интеграционных объединениях, как ЕС, Общий рынок Центральной Африки или Андская группа. Решения считаются должным образом принятыми, если в том или ином виде имеет место квалифицированное большинство, не обязательно основанное на взвешенном подходе. Применение этого принципа объясняется желанием государств обеспечить наибольшую эффективность принимаемых соответствующей организацией мер. Главное, чтобы осуществление предпринимаемых мер по максимуму соответствовало принятым решениям. Много общего у международных экономических организаций в сфере нормотворческих полномочий. Большинство международных экономических организаций имеет широкие полномочия на создание правовых норм, какая бы процедура для этого ни применялась. Эти нормы составляют важный источник права, применяемого путем односторонних действий, которые принимаются организациями. Международные экономические организации, таким образом, имеют полномочия, которые можно квалифицировать как " квази-законодательные". Более того, многие экономические организации (МВФ, ВТО, региональные и универсальные банки) снабжены поистине " квази-судебными" полномочиями: им, например, предоставлено право толковать свои учредительные документы (полномочия на толкование своих уставов) и разрешать споры, связанные с их применением. Указанные нормотворческие и правоприменительные полномочия международных экономических организаций осуществляются в порядке, будь то универсальном или региональном, находящемся в пределах их компетенции. Так, международные организации регулируют свои общие и специальные сферы регулирования; предоставляют гарантии (в частности, посредством своих финансовых ресурсов или использования права на принятие исключений); и, наконец, организуют контроль с использованием целого набора санкций.
|