Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеграция между государствами-членами СНГ.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) подписано Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991 г. Специальный протокол об участии в нем подписали 21 декабря 1991 года Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В Соглашении к сфере совместной деятельности сторон относится, в частности, формирование и развитие общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развитие системы транспорта, связи, энергетики. Предусмотрена координация кредитно-финансовой политики, поощрение и защита инвестиций, сближение законодательств. В октябре 1993 г. рядом государств СНГ подписан рамочный Договор о создании Экономического союза, который предусматривает поэтапное углубление интеграции путем формирования межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, валютного союза. Договором зафиксирован приоритет норм Договора перед внутренним правом стран-участниц. В Минске 22.01.93 г. был принят Устав СНГ. В 1994 г. в рамках СНГ было подписано соглашение о создании Платежного союза. Высшими органами Союза являются высшие органы СНГ. В качестве постоянного исполнительного и координирующего органа Союза был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК). В апреле 1994 г. подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, направленное на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, количественных и других препятствий во взаимной торговле, применение унифицированной товарной номенклатуры. Договор о создании Таможенного союза в рамках СНГ был подписан в январе 1995 г. В Таможенном союзе участвуют Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан (с марта 1996 г.), Россия. В ходе работы по формированию Таможенного союза произведена отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, унификация нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием во внешней торговле, унификация ставок акцизов на ввозимые товары, определен порядок совместного ведения таможенной статистики, таможенного контроля на внешней границе, сняты таможенные границы с Беларусью и Казахстаном. Гармонизируется хозяйственное законодательство, согласовывается бюджетная, налоговая, валютно-финансовая политика, разрабатываются документы, касающиеся единой технологии таможенного дела. Для управления процессом интеграции созданы Межгосударственный Совет на уровне глав государств, глав правительств, министров иностранных дел. Постоянный исполнительный орган – Координационно-консультативный комитет- в Минске, а также Межпарламентский комитет как орган межпарламентского сотрудничества – в Санки-Петербурге. В декабре 1996 г. Межгосударственный Совет одобрил решение глав правительств " четверки" об определении Интеграционного комитета в качестве исполнительного органа Таможенного союза. Интерес к участию в Таможенном союзе проявляют Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан. СНГ это классический пример конфедерации., которая с исторической точки зрения не длительное явление. Как правило конфедерации переростают в федерацию или исчезают с мировой арены. Субрегиональные интеграционные объединения на постсоветском пространстве. На пространстве СНГ в 90-х гг. XX в. для проведения " интеграции по интересам" стали появляться субрегиональные интеграционные объединения - Евразийское экономическое сообщество, Центрально-Азиатское экономическое сообщество, ГУУАМ, Союз Беларуси и России. В 2002 г. на базе просуществовавшего 6 лет Центрально-Азиатского экономического Сообщества (ЦАЭС) был создан автономный от России альянс - Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС). Фрагментация постсоветского экономического пространства, с одной стороны, дезинтегрирует СНГ, а с другой стороны, служит средством перевода отношений внутри СНГ на взаимовыгодные отношения. Кроме того, как показывают примеры, наличие " субрегиональных объединений" на больших и сложных интеграционных пространствах (Азия, арабские страны) служит неким скрепляющим интеграцию уровнем взаимосвязей. Одним из наиболее жизнеспособных и эффективных эксперты называют субрегиональное интеграционное объединение - ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было учреждено в 2000 году пятью государствами: Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателя ЕврАзЭС. Сообщество выросло из Таможенного союза, созданного первыми четырьмя государствами в 1996 году; Таджикистан присоединился к четверке позднее. На пространстве ЕврАзЭС действует зона свободной торговли. В ЕврАзЭС работают над внешне не всегда заметными, но с экономической точки зрения очень значимыми проектами. Так, например, предполагается ввести " единое налоговое удостоверение" для граждан ЕврАзЭС. Удостоверение поможет поставить под контроль уплату налогов и избежать двойного налогообложения. Получение удостоверения будет делом добровольным. Его планируется выдавать сроком на 3 года с обязательным ежегодным продлением. Рассматривается вопрос о переходе во взаимных расчетах внутри сообщества от иностранной валюты (доллара) на российские рубли. Это ускорил", бы интеграцию стран-участниц и улучшило условия для увеличения товарооборота. По мнению российских банкиров, у рубля есть шансы стать резервной валютой ЕврАзЭС: рубль в первые годы XXI в. стал намного крепче, и сами предприятия заинтересованы в уменьшении банковских издержек на конвертацию долларов в национальные валюты. Если система валютного контроля в сообществе будет унифицирована, а рубль не ослабнет, то предприятиям на рынках " пятерки" будет удобнее рассчитываться в рублях. На заседаниях Межгосударственного совета стран ЕврАзЭС в 2002 году обсуждались также вопросы создания между странами-участницами единого энергетического баланса; преодоления различий в таможенных режимах в странах-участницах; создания консорциумов; соглашения об общей таможенной номенклатуре ВЭД (которое в итоге было подписано). В Киргизии и Таджикистане действовали заниженные таможенные тарифы и пошлины, что создавало некомфортную ситуацию в торговле. Механизм ЕврАзЭС " сработал" в сторону корректировки пошлин до уровня российских, белорусских и казахских. По инициативе Президента Казахстана на обсуждении находится идея нескольких консорциумов - в энергетической, вводно-энергетической, продовольственной, транспортной сферах. Страны ЕврАзЭС в ноябре 2002 года окончательно согласовали соглашение о введении единого порядка экспортного контроля. Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в ВТО, что, по мнению ряда специалистов, де-факто выводит Киргизию из целого ряда важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС. ГУУАМ – Грузия, Узбекистан, Украина, Армения, Молдова. ЕЭП – Россия, Беларусь, Казахстан, Украина. ШОС – Шанхайская организация сотрудничества – Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.
|