Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параорганизации.






В современных МЭО функционирует множество так называемых параорганизации - " как бы организаций", т.е. образований, внешне похожих по тем или иным признакам на " настоящие" международные организации.

В то же время у параорганизации нет ряда необходимых признаков, например уставов, и т.п. Отсутствует презумпция воли сторон создать международную организацию.

В качестве параорганизации рассматривалось в какой-то период Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). " Параорганизациями" можно признать Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Парижский клуб (ПК)

 

Это неформальное объединение государств-кредиторов, ядром которого была Группа десяти стран, которые заключили в 1962 г. в Париже с Международным валютным фондом Генеральное соглашение о займах. К Группе десяти входили Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция, Швейцария. В конце XX ст. к группе входило уже 19 государств-участников.

Парижский клуб рассматривает вопрос, связанные с регулированием и отсрочкой платежей за государственной задолженностью стран, которые развиваются. В заседаниях Парижского клуба принимают участие как наблюдатели представители Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития (Мирового банка), Организации экономического сотрудничества и развития, Организации ООН из промышленного развития.

 

Лондонський клуб (ЛК)

 

Проблемами частной внешней задолженности стран-должников (т.е. задолженности, которая возникла по кредитами, полученными не под правительственные гарантии) занимается Лондонский клуб. Он является объединением свыше 400 больших коммерческих банков-кредиторов. Создался на 80-начала х лет учитывая обострение проблемы международной задолженности.

 

 

Иногда " параорганизациями" называют двусторонние межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Страны «Большой восьмерки» - G 8:

США – президент Джордж Буш;

Канада – премьер-министр Пол Мартин;

Япония – премьер-министр Дзюнъитиро Коудзуми;

Германия – канцлер Ангела Меркель;

Франция – президент Жак Ширак;

Италия – премьер-министр Романо Проди;

Великобритания – премьер-министр Тонни Блэр;

Россия – президент Владимир Путин.

 

4. Транснациональные компании – как субъекты МЭП.

 

Международно-правовое регулирование деятельности ТНК сегодня еще далекое от желательного, хотя уже есть международно-правовые документы, которые используются.

Документы регионального уровня: принята 21 июня 1976 г. Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. К Декларации добавлен еще и такой документ, как Руководящие принципы для многонациональных предприятий. Нормы этого документа не имеют императивного обязательного характера. Их выполнение является добровольным. К системе руководящих принципов ТНК принадлежат: соблюдение международного права; подчиненность праву страны пребывания; учет политики этой страны в области развития и права; сотрудничество со страной пребывания с исключением практики подкупа и субсидий, а также обязательное невмешательство во внутренние дела. Важную роль в регулировании международных правовых отношений с участием ТНК сыграли страны Андськой группы - субрегионального торгово-экономического объединения, созданного в пределах Латиноамериканской ассоциации интеграции. Андський пакт заключен в 1969 г. Боливией, Колумбией, Перу, Чили (до 1976 г.) и Эквадором. Основными целями группы этих стран: использование интеграции для ускорения экономического развития стран-участниц; содействие постепенному преобразованию иностранных компаний в национальные и смешанные; уравновешенность влияния Аргентины, Мексики и Бразилии в этой Ассоциации. Страны - члены Андськой группы выступают за развитие торгово-экономического сотрудничества, против засилия иностранного капитала в странах региона. В пределах этой группы стран-участниц была создана Комиссия (Картахенськое соглашение), по решению которой выделяются многонациональные и транснациональные предприятия.

Многонациональные предприятия - это акционерные предприятия, место пребывания и центр управления которыми находятся в регионе стран-участниц. Контролируются они извне.

Транснациональные предприятия - это такие предприятия, центр управления которыми находится за пределами региона стран Андського пакта, а их деятельность осуществляется в пределах этого региона через дочерние предприятия, отделения или иные структурные подразделения. В пределах стран этой группы в 1970 г. был принят Кодекс иностранных инвестиций, который содержит унифицированные правила относительно осуществления деятельности иностранных инвесторов, в частности и ТНК.

Международно-правовое регулирование деятельности ТНК на региональном уровне сыграло определенную роль, но оно еще не способно защитить страны, особенно те, которые стали на путь самостоятельного развития. Поэтому именно эти страны и предъявили требования об установлении нового международного экономического порядка, в пределах которого осуществлялось бы правовое регулирование деятельности ТНК. В данном случае речь идет о международно-правовом регулировании деятельности ТНК универсального характера. Как известно, Хартия экономических прав и обязанностей (1974 г.) закрепила положение, направленные на ограничение деятельности ТНК. В 1974 г. были созданы Межправительственные комиссии 00Н по транснациональным корпорациям и Центр по ТНК, которые приступили к разработке проекта Кодекса поведения ТНК. Начала деятельность специальная " группа 77" по изучению и обобщению материалов, которые раскрывают содержание, формы и методы деятельности ТНК. Были выявленные ТНК, которые вмешиваются во внутренние дела стран, где расположены их филиалы, и стараются распространять на этих территориях действие законов тех стран, где находятся их центры управления. Все это, конечно, требовало соответствующего вмешательства международного сообщества. Прежде всего необходимо разработать и принять соответствующие нормативные акты, направленные на международно-правовое регулирование деятельности ТНК. Важным шагом в этом направлении была разработка Кодекса поведения ТНК. Уже при обсуждении отдельных норм проекта этого документа определились две позиции и, относительно их формулирования. Дискуссии разгорелись прежде всего по поводу определения ТНК. Страны, которые развиваются, и социалистические страны предложили определение, суть которого заключается в следующем. ТНК - это предприятие, которое имеет свои отделения в двух и более странах независимо от юридической формы и области их деятельности. Она функционирует соответственно определенной системе принятия решения, которая дает возможность проводить согласованную политическую и общую стратегию через один или более центров по принятию решений.

С точки зрения западных стран ТНК - это любое государственное, частное или смешанное предприятие. А это означает, что они могут быть созданы в странах с разной социально-экономической системой, т.е. ТНК имеют универсальный характер.

Нет потребности ограничивать деятельность ТНК, поскольку она имеет в данном случае общемировой, универсальный характер и присущий не только капиталистическим странам.Предложения западных стран большей частью сводились не к тому, чтобы юридическое определенной мерой ограничить деятельность ТНК, а наоборот - легализировать их, выработать обязательство стран, которые принимают их структурные звенья (отделение, филиалы), в частности предоставить ТНК национальный режим. Страны, которые развиваются, считали, что ТНК не должны претендовать на преференциальный режим или на соответствующие стимулы и льготы, которые предоставляются национальным предприятиям. В проекте Кодекса сформулированы принципы деятельности ТНК, которые имеют прогрессивный характер: уважение суверенитета стран, в которых они осуществляют свою деятельность; подчинение законам этих стран; учет экономических целей и задач политики, которая проводится в этих странах; уважение к социально-культурным целей, ценностям и традициям стран, в которых они осуществляют свою деятельность; невмешательство во внутренние дела; отказ заниматься деятельностью политического характера; воздержание от практики коррупции; соблюдение законов и постановлений, что касаются ограниченной деловой практики, воздержание от ее применения; соблюдение положений, которые касаются передачи технологий и охраны окружающей среды. Некоторые принципы, которые имеют важное значение в регулировании деятельности ТНК, были предметом специального обсуждения в 00Н. Так, на 30-и ее сессии была принята резолюция " Мероприятия против коррупции, которые практикуются ТНК и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к делу сторонами", в которой Генеральная Ассамблея 00Н осудила преступления, связанные с противоправной практикой подкупа государственных служащих стран местопребывания ТНК с целью достижения благоприятных для нее решений, вопреки экономическим и национальным интересам этих стран. За соблюдением норм Кодекса должна осуществлять надзор специальная комиссия 00Н, а также Центр 00Н по ТНК.

В пределах СНГ 6 марта 1998 г. в Москве была подписана Конвенция о транснациональных корпорациях. Верховная Рада Украины 13 июля 1999 г. приняла закон № 921-ХІУ о ратификации этой Конвенции. Этот небольшой по объему закон содержит такие статьи-предостережения:

1. ТНК на территории Украины и за ее пределами в случае, если их создание может привести к монополизации или может повлиять на экономическую конкуренцию, создаются по согласию Антимонопольного комитета Украины согласно антимонопольному законодательству.

2. Украина обязуется применять положения Конвенции о транснациональных корпорациях, за исключением второго и восьмого абзацев преамбулы и слов в ст.19 „Экономический Суд СНГ или др.”

Контрольные вопросы:

1. Имеют ли международные экономические организации самостоятельные интересы?

2. Специализированные агенции 00Н экономического характера.

3. Европейский Союз.

4. Международный банк реконструкции и развития.

5. Мировая Организация Торговли.

6. Содружество Независимых Государств.

7. Актов какого органа власти в Украине более всего в связи с ее вступлением в ВТО?

8. Когда страны, которые развиваются впервые выступили организационным блоком?

9. Какое значение для международного экономического права имеет Женевская (1964) Конференция ЮНКТАД?

10. Почему ГАТТ считают " параорганизацией"?

11. Функции Международной организации труда.

12. Когда и кем была утвержденная " Стратегия интеграции Украины к Европейскому Союзу"?

13. Существенные признаки транснациональной корпорации.

14. Филиалы, дочерние и общие предприятия транснациональных корпораций.

15. Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных

корпораций.

16.Правовое регулирование в СНГ деятельности транснациональных корпораций.

17.Как ООН понимает " многонациональные компании" и " транснациональные

компании"?

18. Что такое " промышленно-финансовые группы" в рамках СНГ?

19.Существует ли в мире кодекс поведения транснациональных компаний

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал