Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к схеме






Импульсом к ее созданию является вопрос: «Какой предмет должен стоять рядом с корзиной, отражая внутреннюю борьбу в душе Ларисы?» (А этот предмет – коробочка с драгоценностями). Так появляется в беседе новый поворот, мотив материального искушения героини. Деньги, золото – тот эквивалент, которым все измеряется в лице Кнуровых, Вожеватовых: для них и Лариса – «дорогой бриллиант», «создана для роскоши, для блеску» и бывший ее избранник Паратов – «блестящий барин».

Но Лариса пытается жить по другим меркам: она дает отпор той системе соблазнов, которыми мир купли-продажи «атакует» её. Вот почему здесь уместно звучание романса «Не искушай» и работа с ним: блеск бриллиантовых побрякушек не затмил красоты музыкальной гармонии мира Ларисы.

К продолжению работы над схемой класс вернется позже (см. конспект урока ниже). Искушение любовью для Ларисы кончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей.

Вспомнив разговор Ларисы и Кнурова (где нет ни слова о любви) и соответствующее решение героини, дополни схему словами: «Перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты» [29, 80].

Звучащий инсценированный финальный диалог Ларисы и Карандышева дает возможность говорить еще об одном мотиве пьесы «человека-вещи», «человека-куклы» (дополняем схему: «Я вещь», обращаем внимание на уголок атрибутов, где есть кукла).

И, наконец, реплика Ларисы «Я не нашла любви, так буду искать золота», которая в ее устах звучит как единственный выход в ситуации, когда разрушен ее внутренний мир, объясняет мотивацию выстрела Карандышева.

Судьба героини с самого начала предопределена ее бедностью. Это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, который неумолимо преследует человека. Она – бесприданница, и этим все сказано. В конце пьесы Лариса с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно» [29, 81]. Драма Ларисы как раз и заключается в том, что она живет в холодном и безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто

окружает героиню: к родной матери, Кнурову, Вожеватову, Паратову, Карандышеву…

5. Работа над романсом «Не искушай».

Сопоставление варианта А.Н.Островского с текстом Е. Баратынского (см. приложение): случайно ли драматург акцентирует внимание только на двух первых строфах стихотворения?

Диспут

Учитель. Но искушаются в пьесе не только деньгами, но и страстью, любовью.

– Искушал ли Паратов Ларису или сам был подвергнут искушению?

7. Исследовательское задание «Дьявольское в Паратове» (индивидуальное) с последующей беседой

– Созвучна ли картина И. Прянишникова «Жестокие романсы» прозвучавшим в исследовании мыслям?

(Картина художника называется «Жестокие романсы»).

Жестокий романс как музыкальный жанр был распространен в России во второй половине XIX века. Это была жалостливая любовная пьеса с драматическим сюжетом: бушуют роковые страсти и разбиваются сердца. Именно мотив разбитого сердца, мне кажется, роднит пьесу и картину. Герой Прянишникова пылко расточает слова любви своими романсами, девушка же глубоко страдает: у неё в руках скомканный платок, она отвернулась от мужчины. В определенной мере он похож на Паратова – тем, что также безудержно пытается убедить в своей любви избранницу. Неискренность, лицемерие, фальшь, безответственность – общие черты героев. Но внешне герой Прянишникова больше похож на Карандышева, который захотел «повеличаться». Уж слишком горделивая поза у расточающего романсы жениха!

– Можно ли говорить об эмоциональной близости героини Островского и героини В. Поленова (картина «Стрекоза»)?

Героиню картины и Ларису роднит многое. Во-первых, они подавлены. Лариса, сраженная признанием Паратова, безвольно опускается на стул, а героиня художника Поленова в глубоком раздумье предстает перед нами темным пятном на фоне освещенной стены. Жизнь продолжается, но у каждой нет сил: «Хоть поплачь со мной вместе», – просит Лариса Вожеватова [29, 77]. И такое же грустное настроение внутренней потерянности у героини картины. Произведение названо Поленовым «Стрекоза» (подзаголовок «Лето красное все пела...»). Жизнь Стрекозы, как и иллюзия счастья для Ларисы, быстротечны. И вспоминаются слова, которые, на мой взгляд, объединяют героинь:

Я словно бабочка к огню,

Стремилась так неодолимо

В любовь – волшебную страну,

Где назовут меня любимой

8. Исполнение или прослушивание в записи романса «Нет, не любил он...»

Учитель. В русской литературе любовь всегда была серьезным испытанием для действующих лиц на человечность, на душевную стойкость и благородство. В «Бесприданнице» только Лариса выдерживает это испытание. Искушение любовью для Ларисы закончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей.

9. Ролевая игра «Я – режиссер».

Задание: подумайте и обоснуйте свои ответы на вопросы:

В каком месте пьесы мог бы прозвучать это романс? Возможен ли он в устах Ларисы?

10. Исследовательское задание «" Бесприданница" А. Островского на сцене и в кино» (индивидуально).

Новое рождение «Бесприданницы» на сцене русского театра произошло уже после смерти А.Н.Островского и было связано с именем Веры Федоровны Комиссаржевской, актрисы высоких духовных озарений, которая решительно порвала с бытовой традицией и представила в Ларисе трагедию таланта, не понятого и не принятого современным миром. Это не только «вечно женская», мятущаяся душа, и не только жертва «социальных» обстоятельств. Это женщина во плоти – поэтический, но и мучительный, привлекательный и не благостный характер. Женской кротости в ней ни на грош – самолюбива, горда, безоглядно отдается своим порывам. Такой увидели ее зрители. Комиссаржевская сумела передать на сцене трагедийный накал драмы, её возвышенно-поэтическую ноту. Как известно, Комиссаржевская заменила романс «Не искушай...» другим «Он говорил мне...». (Звучит фрагмент).

Все, кто видел Комиссаржевскую – Ларису, вспоминали: исполнение этого романса было ключевым моментом роли. Именно через романс актриса передала смысл трагедии своей героини: «Я любви искала и не нашла»; трагедию человека, который ищет идеал и гармонию, но, наталкиваясь на равнодушие и непонимание, переживает крушение надежд и погибает. Романс как бы предвосхищает диалог Ларисы и Паратова, когда тот расточает лицемерные фразы о «благородных чувствах» – и всё это с одной целью: увлечь её на пикник. Слова романса «Нет, не любил он» – это момент откровения Ларисы, понимающей суть Паратова. Комиссаржевская увидела Ларису не наивной девушкой, поверившей в искренность чувств коварного обольстителя. С самого начала Лариса – Комиссаржевская осознавала свою обреченность. В фильме Э. Рязанова «Жестокий романс» Лариса Гузеева исполняет романс «А напоследок я скажу… (Звучит в записи).

В киноверсии Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Обращаясь к возлюбленному «Прощай, любить не обязуйся!», она как бы снимает с него ответственность. Рязановская Лариса идет не столько за искушающим ее Паратовым, сколько ведома силой своего чувства. Сам факт существования разных взглядов на героиню, на романсы, которые звучат в одних и тех же сценах, – свидетельство глубочайшего женского характера, который сумел создать А.Н.Островский.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал