Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературный вечер по мотивам драматической сказки






А.Н. Островского «Снегурочка» в 8 классе

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Н.Островского, показать благотворное влияние фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, органическую связь поэтического творчества народа с индивидуальным творчеством автора,

осмыслить систему образов и основной конфликт «весенней сказки», причины трагизма героини; вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Развивать умение понимать специфику и природу художественного образа.

Оборудование: интерьер гостиной, фотографии, иллюстрации картин В.Ф. Васнецова и его декораций к «Снегурочке», рисунки к конкурсу, романс Чайковского «Благославляю вас, леса», ариозо Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, первое ариозо царя Берендея.

Незадолго до встречи учащимся дано задание: прочитать драматическую сказку «Снегурочка», подготовить конкурс рисунков с последующим награждением участников.

Ведущий 1. Александр Николаевич Островский с детства любил народное творчество, с удовольствием слушал сказки няни, народные песни. Шелыково… Каждый год здесь создавалась одна, а то и две пьесы. Соловьиные трели, звонкие голоса жаворонков, печальные крики улетающих журавлей, трескотня сорок – все это придавало щелыковской жизни особую прелесть.

Ведущий 2. Вечерами липовые аллеи, разбегающиеся от дома по луговине, и аллея берез, и кувшинки паркового пруда источали тонкий запах меда. Было в окрестностях Щелыкова еще одно заветное место, где писатель бывал десятки раз – Ярилина долина и Голубой ключ. Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми – юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой «ключ». Видно песчаное дно. Из него бьют роднички.

Ведущий 3. В Ярилину долину приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце. Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность, что сама-то жизнь и есть радость, только иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка. Так родилась новая пьеса-сказка – «Снегурочка».

Ведущий 4. Вспоминалась давняя история – канун 1836 года. Отец тогда решил сделать детям особенно веселую елку. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто только что принесенном из лесу, то в красном мешочке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.

Ведущий 1. Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это – неправда: подарки делаются родителями или родственниками, а чудом люди называют воплощение своей мечты. И он решил показать на елке чудо, которое они создадут сами – Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети. Ребята отнеслись к этому с большим энтузиазмом. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки.

Ведущий 2. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки, голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички, на плечи ей посыпали конфетти – проходя по снегу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики. После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись свечи, отец поздравил детей с праздником. На весь вечер вниманием детей завладел Саша.

Ведущий 3. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем – это было неожиданностью. А Снегурочка стала плакать и жаловаться, уходить в сторону – и затем уже своим голосом Саша печально возвестил, что она растаяла.

Ведущий 4. В народных сказках Снегурочка появляется неоднократно.

Вопросы к учащимся:

– Знаете ли вы какие-нибудь сказки о Снегурочке?

– Как изображается Снегурочка?

Ведущий 1. Вот характерное начало сказки, помещенной в сборнике А.Н.Афанасьева, «Снегурушка и лиса»: «Жил да был старик со старухой, у них была внучка Снегурушка…». Сюжет связан с тем, что Снегурушка потерялась в лесу, а лиса ее выручила. В другой сказке Афанасьева речь шла о том, что «у старика и старухи не было ни сына, ни дочери. Старик вышел на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку под шубу – стала девочка Снежевиночка». Была она такая ловкая и умелая, что подружки позавидовали и убили ее. Впрочем, как и положено, в волшебной сказке, Снежевиночка потом воскресает.

Ведущий 2. В сказке всегда счастливый конец, она всегда оптимистична.

Вопрос школьникам:

– Вспомним сказку Андерсена «Снежная королева». О чем эта сказка?

Ведущий 3. «Снежная королева» – это трогательная история о том, как осколок дьявольского зеркала превратил сердце мальчика в кусок льда. И только любовь Герды спасла Кая: ее горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и расплавили осколок. «Весенняя сказка» «Снегурочка» – это сказка о добре и зле, о настоящих человеческих ценностях, о любви, о радости настоящего человеческого чувства, о той страшной цене, которую приходится платить героине за пробудившееся «горячее сердце».

Ведущий 4. (представляет героев, участвующих в инсценировках сказки «Снегурочка).Итак, сказка начинается… Действие происходит в свободной стране берендеев в доисторическое время, где люди живут счастливо. Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. За рекой посад, столица царя Берендея. (Звучит инструментальное вступление к опере).

Инсценировка монолога Весны (пролог, со слов «В урочный час…» до слов «… Как старые, нахмуренные брови»).

Ведущий 1. В чем же видит счастье Весна? В том, чтобы любить. Мороз же считает наоборот. Счастье в том, чтобы не любить. Суровый Мороз решил отпустить свою дочь Снегурочку к людям. Ее находят Бобыль и Бобылиха и приводят в дом. Красива Снегурочка. Все парни передрались за нее, на женихов накинулись невесты. Но никто ей не нравится, холодным остается сердечко. Она не умеет любить.

Инсценировка диалога Снегурочки и Леля (действие 1, явление 3) [29, 393].

Ведущий 2. Увидев красоту Снегурочки, Мизгирь бросает Купаву. Несчастная оскорбленная девушка бросается в ноги к царю Берендею. Суров и справедлив суд царя берендеев: гнать Мизгиря «от каждой двери, от каждого жилья, где свято чтятся обычаи честные старины»! [29, 425]. Но, увидев Снегурочку, Берендей смягчился. Приговор царя таков: «Кому удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью, тот из рук царя, с великим награжденьем, возьмет ее, и лучшим гостем будет за царскими столами на пирах, на празднике Ярилы» [29, 428].

(Учащиеся слушают исполнение хора народа «Да здравствует премудрый, великий Берендей…») [29, 430].

Ведущий 3. Кому удастся воспламенить холодное сердце Снегурочки: Лелю или Мизгирю? И все-таки Лель предпочитает Купаву, обладающую горячим сердцем, холодной Снегурочке. (Звучит оркестровое вступление к четвертому действию оперы). Ярилина долина. Утренняя заря. В отчаянии бросается Снегурочка к озеру, зовет мать Весну.

Инсценировка обращения Снегурочки к Весне (начало второго явления четвертого действия со слов «Родимая, в слезах тоски горя…» [29, 448] до слов «Сними его! Присядь ко мне поближе…»; от слов «…Ах, мама, что со мной?» до слов «Снегурочка, прощай…» [61, 448-450].

Ведущий 4. Сердце Снегурочки затрепетало. Наконец-то она узнала, что такое любовь! Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря – все стало новым для охваченной любовью Снегурочки. Появляется Мизгирь.

Инсценировка диалога Мизгиря и Снегурочки (действие четвертое, явление третьедо слов Снегурочки «Это слово: любовь») [29, 451].

(Звучит отрывок из арии Снегурочки до слов «Но что со мной? Блаженство или смерть?») [29, 450].

Ведущий 1. Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей и весь народ смотрят на восток. Скоро должны появиться первые лучи солнца.

Инсценировка заключительной сцены пьесы (от слов царя «Да будет ваш союз благословен» до слов Снегурочки «Последний взгляд Снегурочки тебе») [61, 454].

Ведущий 2. Снегурочка растаяла. Сохрани она «холодное сердце», гибель ей бы не грозила. Но Снегурочка оказалась способной на такую любовь, которая неведома и недоступна ни Купаве, ни самой Елене Прекрасной. Это любовь, которую в старину называли испепеляющей и которая на самом деле испепелила и сожгла Снегурочку. Мизгирь не может смириться с гибелью своей возлюбленной. Он бросает вызов богам, допустившим гибель Снегурочки, и бросается в озеро.

Ведущий 3. Итак, сказка заканчивается трагически, но, несмотря на гибель героев, мы слышим песню Яриле, которую поют берендеи. Она звучит как гимн жизни, любви, природе.

Ведущий 4. Перед многими литературными героями встает вопрос: как жить? Быть такими, как все, или жить по велению сердца? «Гореть» или «тлеть»? В Снегурочке забилось человеческое сердце – но это стоило ей жизни. Мгновение любви оказалось важнее жизни со «снежным» сердцем. И тут вспоминается стихотворение Ф.И. Тютчева «Как над горячею золой…», где дано яркое изображение мучительного «тления» однообразной жизни:

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днем уходит дымом;

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы – и погас!

[29, 73].

Ведущий 1. Необычность «весенней сказки» заключается в том, что драматург создал пьесу, основанную на фольклорных мотивах, включив в нее многие обряды и песни, связанные с проводами масленицы, «Ярилиным гуляньем», троицыным днем. Когда произведение было закончено, им заинтересовался знаменитый композитор, современник А.Н.Островского – Петр Ильич Чайковский, начал писать к его «песенной» части музыку. Н.А.Корсаков написал оперу на сюжет «Снегурочки», отрывки из которой мы сегодня слышали. Позднее, уже после смерти А.Н.Островского, пьеса шла на сцене Московского художественного театра в сопровождении музыки А.Т.Гречанинова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал