Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетентностный подход в школьном экономическом образовании
В этом параграфе мы подробно рассмотрим сущность компетентностного подхода, остановимся на экономических (предметных) компетенциях как результатах школьного экономического образования, поговорим о том, какой вклад вносит экономическое образование в формирование ключевых (метапредметных) компетенций. Изучаемые вопросы: Сущность понятия «компетентностный подход». Типология ключевых компетенций. Предметные экономические компетенции. 2.1. Сущность понятия «компетентностный подход» Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях Не отрицая значимости знаний, компетентностный подход акцентирует внимание на способности человека использовать полученные знания. Начиная с середины 80-х гг. компетентностно-ориентированное образование (competence-based education - СВЕ) получило широкое распространение во многих странах мира. В нашей стране основные положения компетентностного подхода были зафиксированы в двух документах: «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002). Как мы уже отмечали, любой подход в образовании центрируется на его основных категориях. Для компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают «компетенция» и «компетентность». Термины «компетенция» (от лат. competens) и «компетентность» (от лат. competentis) не являются новыми. Эти понятия в русском языке широко использовались и раньше, и нам довольно часто приходилось слышать такие выражения: «это вне сферы моей компетенции» или «вам следует обратиться к компетентному специалисту» и др. Во многих литературных источниках авторы часто используют термины «компетентность» и «компетенция» по существу как синонимы. Мы же будем разделять данные понятия. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «компетенция» – это «круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав» Понятие «компетентный» означает «знающий, осведомленный авторитетный в какой-либо области». В русском языке значение суффикса «-ность» указывает на меру овладения определенным качеством (например, внимание – внимательность, вина – виновность, честь – честность и т. п.). По аналогии с этим компетентность – это выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, мера овладения ею. Таким образом, компетенции являются определенным набором требований к образовательной подготовке ученика. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности и системы ценностей), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Компетентность – это деятельностная категория, т.е. проявляется только в определенной деятельности. Компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяют три уровня компетенций: 1. ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2. общепредметные компетенции – принадлежат к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3. предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
|