Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология ключевых компетенций






Ключевые компетенции имеют универсальный междисциплинарный характер. В настоящее время не выработано единой типологии ключевых компетенций. В Стратегии модернизации содержания общего образования предлагается разграничение ключевых компетенций по следующим сферам:

- в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);

- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья семейного бытия и пр.);

- в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Выделяют семь групп ключевых компетенций: 1) ценностно-смысловые; 2) общекультурные; 3) учебно-познавательные 4) информационные; 5) коммуникативные; 6) социально-трудовые; 7) компетенции личностного самосовершенствования (табл. 2).

 

Таблица 2.

Типология ключевых компетенций (А.В. Хуторской)

Компетенции Содержание компетенции
  Ценностно- смысловые Связаны с ценностными ориентирами учащихся, их способностью осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
  Общекультурные Опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
  Учебно- познавательные Компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях
  Информационные Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями
  Коммуникативные Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе. владение различными социальными ролями; умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  Социально-трудовые Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; знание своих прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения; умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
  Компетенции личностного самосовершенствования Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал