Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология ключевых компетенций
Ключевые компетенции имеют универсальный междисциплинарный характер. В настоящее время не выработано единой типологии ключевых компетенций. В Стратегии модернизации содержания общего образования предлагается разграничение ключевых компетенций по следующим сферам:
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);
- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья семейного бытия и пр.);
- в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Выделяют семь групп ключевых компетенций: 1) ценностно-смысловые; 2) общекультурные; 3) учебно-познавательные 4) информационные; 5) коммуникативные; 6) социально-трудовые; 7) компетенции личностного самосовершенствования (табл. 2).
Таблица 2.
Типология ключевых компетенций (А.В. Хуторской)
№
| Компетенции
| Содержание компетенции
|
| Ценностно- смысловые
| Связаны с ценностными ориентирами учащихся, их способностью осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
|
| Общекультурные
| Опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
|
| Учебно- познавательные
| Компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях
|
| Информационные
| Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
владение современными средствами информации и информационными технологиями
|
| Коммуникативные
| Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми;
навыки работы в группе, коллективе. владение различными социальными ролями;
умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
|
| Социально-трудовые
| Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;
знание своих прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
|
| Компетенции личностного самосовершенствования
| Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность,
внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности)
|
|