Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика его составляющих
Прежде чем охарактеризовать ключевые идеи в контексте педагогической науки, кратко обозначим сущность конституирующих понятий: «культура», подход», «образование». Этимология термина «культура» общеизвестна – это «возделывание», «обрабатывание». В настоящее время существует более 250 научных определений этого понятия, что свидетельствует о его многомерности, многоаспектности. В современном педагогическом словаре дано такое определение: «Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества» [1, с. 363]. В более узком смысле принято говорить о материальной и духовной культуре. Все образовательные учреждения, независимо от их статуса, занимаются становлением личности, способной приумножать материальные и культурные ценности. Вместе с тем их важнейшая цель – формирование духовно богатой личности, т. е. человека культуры. Культорологический подход – словосочетание, сравнительно недавно вошедшее в педагогическую науку; неудивительно, что его нет ни в педагогических словарях, ни в нормативных учебниках. В толковом же словаре слово «подход» рассматривается в нескольких значениях, в том числе как совокупность способов и приёмов, например, в изучении чего-либо или в ведении дела. Мы полагаем, что под культурологическим подходом как методологической основой образовательного процесса следует понимать совокупность теоретических, конкретно-исторических и методических положений, которые являются основополагающими в формировании личности человека культуры. Остановимся кратко на понятии «образование». Известный психолог П. И Зинченко высказал бесспорную мысль о том, что для того чтобы развеять «сумерки просвещения», образование должно стать неотъемлемой частью культуры. Одна из парадигм педагогики заключалась в том, что образование – это процесс и результат обучения. Из этого определения длительное время «выпадало» воспитание; отсюда – распространенный «бытовизм» об образованной, но не воспитанной личности. Исходя из посылки о социальной и личностной ценности образования в контексте «человекообразование» (О. С. Газман), образовательный процесс в любом учебном заведении следует рассматривать как широкое понятие. Оно «вбирает» в себя обучение, воспитание, формирование, развитие; а также самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Образовательный процесс – это целостная педагогическая система, состоящая из выше названных взаимосвязанных компонентов. Каждый из феноменов выполняет присущую ему функцию: учебный процесс – преимущественно обучающую (другие –сопутствующую); воспитательный процесс – преимущественно воспитывающую; развивающие функции «заложены» во всех компонентах системы на уровнях педагогического целеполагания, операционно-технологическом. В широком гуманистическом смысле образование следует понимать как создание образа себя. – Системообразующий признак этой системы – культуросообразный образовательный процесс. – Качественное новообразование – образованная личность, Человек Культуры. Когда мы говорим об образованной личности, то имеем в виду: 1) вооруженность знаниями, широкую эрудицию о предметном мире и себе в этом мире; человекознание, человековедение; практическую «преломленность» знаний, связанную с многоаспектным «полем» жизнедеятельности; 2) развитой познавательный интерес, мыслительную активность и самостоятельность, положительные качества – широту и глубину ума, критичность, доказательность, креативность и другие; 3) воспитанность, прежде всего, разностороннюю духовно-нравственно-духовную культуру как внутреннюю потребность в истине, добре и красоте во всех сферах жизни; 4) сформированность социально ценных качеств, активной гражданской позиции, причастности ко всему, личной ответственности; 5) развитые нравственно-эстетические чувства (патриотизм, совестливость, любовь, красота и др.), трансформировавшиеся в духовно-нравственные потребности; 6) потребность в рефлексии, способность к волевым напряжениям, преодолениям как основе самовоспитания, самоуправления, саморазвития личности; 7) стремление к творческой деятельности как источнику самовыражения, самореализации, самоосуществления во всех сферах жизнедеятельности, облагороженных культурой.
|