Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность в методологических подходах






Для решения проблемы и достижения цели исследования в науке важнейшее значение, как известно, имеет выбор ведущих методологических подходов (или подхода), которыми исследователь должен руководствоваться в процессе решения поставленных в работе задач. Актуальность поиска методологических подходов, а в дальнейшем, и следования им, объясняется, прежде всего, необходимостью использования в процессе выполнения историко-педагогического исследования такого методологического «ключа», наличие которого давало бы возможность решить его проблему и задачи, с максимально возможной точностью и объективностью отобразить в тексте работы исследуемые явления и факты; это объясняется также потребностью в рациональном, обусловленном особенностями конкретного исследования, ограничении поля научного поиска. Такое ограничение (сужение) позволяет выделять в практически безграничном по широте и неограниченном по выбору массиве фактологического материала, в частности историко-педагогического материала, лишь те факты, события, явления и т. п., привлечение и активное использование которых в содержательной канве исследования позволяет добиться того, что само исследование, текстуально реализованное, становится научно убедительным и доказательным, и, в конечном итоге, полноценно завершенным.

Известное выражение Е. М. Ярославского о том, что «история есть политика, опрокинутая в прошлое», сейчас представляется довольно ограниченным, если иметь в виду то обстоятельство, что не одна лишь политика определяет сущностные и содержательные характеристики общественно-экономических формаций, цивилизаций, всей материальной и духовной жизни человечества, и в связи с этим более точным нам кажется определение истории как науки о прошлом, повернутом в настоящее. В свете указанного определения мы полагаем, что исследование, имеющее историко-педагогический характер, актуально для современной педагогической теории и практики, и данное качество – актуальность, − как уже отмечалось, мы усматриваем, в первую очередь, в том, что научное объективное и взвешенное осмысление исторического пути, пройденного педагогической наукой и образованием, позволяет упредить возможные ошибки в современной теории и практики образования, а также выявить те ценностные (аксиологические) ориентиры, иными словами, методологические подходы к анализу и оценке того или иного предмета исследования, которые вполне могут служить руководством к действию и для современного поколения педагогов – теоретиков и практиков.

Для выявления основополагающих направлений генезиса педагогической науки и образования исключительное значение имеет проблема определения методологических подходов к оценке и анализу аксиологического компонента предмета исследования. Особое значение указанной проблемы определяется тем, что она выступает в качестве одной из основополагающих в иерархии системообразующих ориентиров, составляющих структуру историко-педагогической науки. Отсюда становится понятным, почему правильный выбор методологии и аксиологического компонента, во многом задающего ориентиры для образовательной политики в значительной степени определяет мировоззренческую и идеологическую направленность педагогической науки и системы образования, ее организационную структуру, сущностное содержание обучения и воспитания подрастающего поколения.

Устанавливающаяся с 1990-х гг. в российской социологической мысли, и в российском обществе в целом, идеология философского, идеологического плюрализма существенно обострила десятилетиями казавшуюся изученной и всесторонне обоснованной проблему поиска и выбора методологических подходов и аксиологических приоритетов. Несформированность национальной российской идеологии, отсутствие в социологии общепризнанных методологических подходов и приоритетных ценностных ориентиров идейного и мировоззренческого характера, в соответствии с которыми должно бы было развиваться российское общество, в том числе и такие его неотъемлемые составляющие как система образования и педагогическая наука, побуждает социологов, и педагогов в том числе, заниматься проблемой поиска этих подходов и ориентиров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал