Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель, гипотеза и задачи исследования






 

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования выдвигается цель. Она определяет некоторый замысел исследования, вытекающий из проблемы и сформулированный в самых общих чертах. В качестве цели исследования обычно формулируется в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

В. И. Загвязинский и Р. Астахов определяют исследовательскую цель как результат целеобразующей деятельности, проектирующей, в свою очередь, целенаправленную преобразующую деятельность субъектов образования – педагогов и воспитанников. Исследовательское целеполагание – это выбор наиболее оптимальных способов преобразования существующего положения педагогической действительности в новое, искомое, в желаемое будущее. Педагогическая цель – это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности. Целеполагание совершается на основе анализа действительности, экстраполяции ее тенденций на будущее, с учетом регулирующих возможностей изменения условий и средств педагогического процесса. Предвидение требует от исследователя расчета, анализа, фантазии, интуиции [3, с. 58-59].

Цель исследования связана с созданием новой концепции решения той или иной актуальной педагогической проблемы. Для создания такой концепции необходимо получить факты и с помощью их научного анализа раскрыть следующие положения:

- ведущая идея исследования, которая объясняет полученные данные, определяет конкретное содержание, форму и методы педагогической деятельности;

- сущность изучаемого процесса или явления, его движущие силы (факторы, противоречия), главные свойства или особенности;

- структура изучаемого явления, его элементы, ведущие компоненты, основные связи и отношения;

- тенденции, стадии, этапы изучаемого процесса;

- педагогические условия, которые необходимо создать, чтобы решить воспитательные задачи и обеспечить развитие изучаемого явления;

- средства педагогического руководства изучаемым процессом;

- обоснование с помощью научных данных гипотезы, основной вывод из эксперимента, педагогического опыта [4, c. 56 – 57].

В качестве ведущих идей обычно выступают новые теоретические положения, порождающие новый подход в обучении и воспитании. Например, в работах Л. В. Занкова, В. В. Давыдова ведущая идея исследования – опора на усвоение теории и решение познавательных задач возрастающей трудности как главное звено обучения, обеспечивающее максимальное умственное развитие младших школьников.

Варианты формулировки цели:

- разработка педагогических или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических и т. д.) основ формирования (воспитания) у школьников, например, готовности к труду;

- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий формирования, например, гражданственности студентов;

- обоснование содержания, форм, методов и средств;

- определение и разработка методики формирования, например, коммуникативной компетентности или применения системы средств наглядности в процессе обучения;

- разработка теоретической модели, например, формирования исследовательской культуры педагогов в системе непрерывного образования;

- разработка требований, критериев, например, выбора современных средств оценивания;

- педагогическое обоснование, например, применения эмоционально-ценностных стимулов для воспитания нравственной культуры школьников.

После постановки цели исследователь, как отмечают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов, подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое открытие, и все последующие логические этапы являются ступенями движения к проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Это своеобразный прообраз будущей теории, одна из форм научного познания, выступающая в виде определенного умозаключения. Гипотеза определяет стратегию исследовательского поиска. Она предполагает ответ на вопрос, каким образом достичь поставленную цель исследования, и связана с реализацией задач исследования.

Предвидение осуществляется в виде ретроспекции, анализа прошлого, выявления его тенденций и экстраполяции, распространения этих тенденций на будущее. Поэтому для выдвижения гипотезы необходимо не только тщательное изучение состояния дела, но и осуществление хотя бы частичного диагностирования на основе анкет, тестирования, опросов «Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации» [3, с. 71].

Выдвинутая гипотеза требует экспериментальной, а иногда и теоретической проверки, которая подтверждает ее, и тогда она становится фактом, концепцией, теорией, или опровергает, и тогда выдвигается новая гипотеза. Оригинальные гипотезы построены на основе исключительной интуиции исследователя. Гипотеза не должна объяснять мелочи, детали, она имеет дело с крупными блоками информации и поэтому невелика по объему. Возможно неоднократное уточнение, дополнение и изменение гипотезы.

К гипотезе предъявляются следующие требования:

- логичность, максимальная опора на имеющиеся сведения, факты, наблюдения. Но, если она строится только на основе истинной, достоверной информации, это приведет к банальным и трафаретным идеям. Отсюда вытекает следующее требование:

- наличие возможных, еще спорных и даже неустановленных допущений, предположений;

- должна носить стратегический характер, давать возможное допущение о сущности предмета и объекта исследования, их связях между собой.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Иными словами, задачи – это иерархически организованная последовательность действий. «Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности» конкретных условиях цель деятельности. … Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы» [6, с. 38].

По вопросу формулировки задач мнения педагогов расходятся.

А. М. Новиков предлагает два варианта формулировки задач исследования:

– в виде относительно самостоятельных этапов исследования;

– в виде относительно самостоятельных, законченных частей исследования [6].

Разница заключается в том, что в первом варианте просматривается этапная, временная структура построения задач – каждая последующая задача может решаться на основе предыдущей. Второй вариант является более сложным. Здесь задачи выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования в целом и как частные подцели по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях, определенных сформулированной гипотезой.

В. И. Загвязинский, Р. Атаханов выделяют 3 группы задач:

историко-диагностическая группа связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

теоретико-моделирующая группа связана с выявлением сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления, факторов и способов его преобразования;

практически-преобразовательная группа – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педпроцесса, определением ведущих и корректирующих условий предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций [3].

А. И. Кочетов группирует задачи следующим образом:

– «выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на этой основе его характеристики в данном возрасте;

– обоснование основных путей решения проблемы;

– формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности в аспекте исследования» [4, c. 58].

Лестница верно поставленных задач («дерево целей», «череда задач») определяет «маршрут» поиска, уточняет, какую последовательность задач нужно выстроить для решения проблемы. Составление «дерева» проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для реализации цели (получения результата). Затем, как отмечают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов, происходит «обратное восхождение» от цели к исходным позициям [3, с.60].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал