Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпирические методы исследования
Наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие явлений и процессов при помощи органов чувств. Наблюдение верно отражает изучаемое, если имеется четкий план его проведения, включающий объект наблюдения (что наблюдать), цель и задачи (для чего наблюдать?), время наблюдения и длительность (когда и сколько наблюдать), предполагаемый результат и ожидаемые изменения (что ожидается в результате?). К числу его недостатков относится получение внешней картины изучаемого явления, поэтому его нельзя считать универсальным, единственным. Наблюдение может использоваться как самостоятельный метод исследования или как составная часть других методов, например, эксперимента. В. И. Журавлев [2, с. 66 – 72] различает следующие виды наблюдения: 1. По типу связи исследователя с объектом: а) непосредственное наблюдение, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных лиц; б) опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Оно может дополнять, корректировать непосредственное наблюдение; в) включенное наблюдение, когда исследователь является равноправным участником изучаемого процесса; г) открытое наблюдение, протекающее в условиях осознанного учителем и учащимися присутствия посторонних наблюдателей. При этом для нормализации обстановки необходим этап привыкания; д) скрытое наблюдение дает более реалистичную картину, проводится при помощи видеокамеры. Может проводиться в специальных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. 2. По продолжительности: а) непрерывное наблюдение применяется при исследовании конкретного педагогического процесса от начала до завершения. Например, наблюдение за поведением воспитанников в игре, т. к. она имеет четкие границы; б) дискретное наблюдение используется, когда наблюдаемый процесс не носит сплошного характера. 3. По количеству охваченных объектов: а) монографическое, включающее возможно большее количество в равной мере взаимосвязанных явлений. Например, наблюдение за стажерами – отсроченный контроль за качеством подготовки молодых специалистов. Объектом наблюдения служит методика, техника, стиль, культура, научность, эрудированность, самостоятельность в конкретных ситуациях урока, внеклассных делах, в работе с родителями и т. д.; б) узкоспециальное наблюдение возникает в результате потребности изолированного рассмотрения конкретного педагогического факта. Например, при изучении сопротивления воспитанию рассматриваются ситуации, способствующие открытой или скрытой конфронтации школьников требованиям воспитателя или родителей. При организации наблюдения важно продумать технику фиксирования наблюдаемого и формулирования промежуточных выводов, определить вид записи. Это может быть протокольная (воссоздающая все), выборочное фиксирование реальных действий в их последовательности; дневниковые записи (при дискретном наблюдении). В зависимости от целей изучения можно использовать двоичную систему оценок («+», «-») и пятибалльную шкалу. «Экспериментом в науке называетсяискусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. При эксперименте исследователь активно вмешивается в обычный ход педагогического процесса» [8, с. 98]. Иными словами, это специально организованная проверка эффективности того нового, что исследователь вносит в теорию и практику. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованности, тревожности. Одним из важных условий получения объективных данных являются складывающиеся отношения доверия и понимания между ним и экспериментатором. Содержание эксперимента отражает некоторую часть реальной ситуации или может быть ее моделью. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, при этом воссоздается изучаемое явление. Этот вид эксперимента дает возможность замаскировать цели и содержание, но при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности. В зависимости от характера решаемых задач лабораторный и естественный эксперимент могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент – это такой, при котором исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня свойства или какого-то параметра. Этот разовый «срез» позволяет, например, выявить уровень воспитанности школьников, характера их отношений к школе, товарищам, нормам общественной морали. Он нужен для определения актуальности исследования. Полученные данные позволяют прогнозировать дальнейшее развитие объекта исследования. Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития педагогического явления. Он дает возможность исследователю активно вмешаться в изучаемое явление, сознательно создавая и варьируя определенные условия. Наиболее активной формой организации эксперимента являются экспериментальные и контрольные классы (группы). В экспериментальном классе вводится новый фактор, в контрольном отсутствует. Этот класс служить для проверки эффективности нововведения, которое производится в экспериментальном классе. Любой эксперимент требует четкой программы проведения, разработки способов и приемов фиксирования его хода и результатов, их обработки, теоретического анализа и обобщения. При проведении эксперимента важно осуществить репрезентативную выборку (показательную) числа объектов (сколько учеников, учителей будет участвовать?). Выбранный объект должен быть типичным по составу. Далее определяются цели и задачи, формулируется гипотеза. По ходу эксперимента ведется дневник учета, в который записываются факты осуществления педагогических влияний на ученика. При обнаружении недостатков вносятся коррективы. Эксперимент завершается анализом соотношения задач и результатов, который позволяет утвердить или опровергнуть гипотезу. Важным элементом является разработка научно-практических рекомендаций. Опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование. Опросные методы получили распространение вследствие оперативности, практичности, надежности, эффективности, возможности широкого охвата большого количества объектов исследования, получения большого эмпирического материала. К вопросам предъявляются требования: вопросы формулируются заранее; имеют четкую формулировку, являются понятными, тактичными, предполагают однозначность ответов, доверительность. Вопросы бывают: 1) открытые и закрытые; 2) прямые и косвенные. Открытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее не предусмотрен исследователем. Например, почему ты выбрал педагогическую специальность? Закрытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее предусмотрен. Например, какие учебные занятия тебе больше нравятся: по педагогике, иностранному языку, философии, психологии, методике, лингвистике? Закрытые вопросы легче поддаются математической обработке. Прямые вопросы еще называют вопросами в лоб. Например, собираешься ли ты работать в школе? Нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли ты их советам? Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». Таким образом, выясняется, попадают ли родители в эту категорию родители. Беседа – динамический, гибкий метод изучения педагогических явлений и процессов. Ее данные во многом объективны. Беседы могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Беседа предполагает предварительную серьезную подготовку исследователя. Для успешного применения беседы определяют ее цель, программу, объект, предмет, вопросы, место и время проведения. Ее успех зависит от заинтересованности исследователя в предмете разговора, умения вызвать собеседника на открытость. Она требует раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Во время беседы необходимо поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым. В зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых суждений необходимо быстро реагировать и вносить изменения в ход беседы. Целесообразно начинать беседу с тем, интересных для собеседника, а затем переходить к темам, представляющим исследовательский интерес. Анкетирование – это письменный метод массового сбора фактического материала. Она позволяет выявить типичные сильные или слабые стороны в решении различных педагогических задач, причины педагогических явлений. Анкеты не должны содержать слишком много вопросов, т. к. это приводит к поверхностным ответам. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны. Многие анкеты могут быть анонимными. Интервьюирование – разновидность беседы. Отличается от беседы, которая носит характер взаимного обмена информацией тем, что в интервью спрашивает один, воздерживаясь от собственных высказываний, чтобы не влиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповыми и индивидуальными. Как беседа, так и интервью могут быть нестандартизированными, полустандартизированными и стандартизированными [7, с. 108 – 110]. Их особенности раскрыты в таблице 1. Таблица 1.
«Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий» [2, с.100]. Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т. д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. Но важно видеть, что они могут выявить, чтобы не подменять предмет исследования. В. И. Загвязинский и Р. Атаханов рекомендуют при подготовке тестовых заданий соблюдать следующие условия: 1) определить и ориентироваться на некоторую норму. Это помогает объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Например, тесты на выявление уровня знаний, умений и навыков по предмету составляются на основе представлений о критериях оценки и норм отметок; 2) испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания. Норма каждого теста определяется путем нахождения среднего показателя. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются. Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Они включают: 1) информирование испытуемых о целях проведения тестирования; 2) ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята верно; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий; сохранение нейтрального отношения к испытуемым, отсутствие подсказки и помощи; 4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов; 5) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации; 6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему информации с учетом принципа «Не навреди»; 7) накопление сведений, полученных другими методами, их соотнесение друг с другом и определение согласованности [2, с. 103]. В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют несколько типов тестов, отмечая, что каждому из них соответствуют определенные процедуры тестирования: тесты способностей (интеллектуальные тесты), тесты достижений (экзаменационные испытания, ЕГЭ); личностные тесты (опросники мотивации деятельности, определения черт характера личности и отношений). К личностным тестам относятся т. н. проективные тесты, построенные на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям свои влечения и потребности, которые подавлены в обычном состоянии. Существуют также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений к реальности путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации. Изучение продуктов деятельности – это метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей на основе анализа продуктов его деятельности. В широком смысле это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях и ценностях человека. В узком смысле это изучение материализованных результатов деятельности воспитанников: сочинений, контрольных и поверочных работ, рисунков, поделок, моделей и т. п. Полученные представления о творческих возможностях испытуемого дают основания для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности. Оценивание (другие названия – метод компетентных судей, рейтинг) – это метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют друг друга и позволяют объективно охарактеризовать изученное. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) необходимо тщательно подобрать экспертов, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке результатов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важным является выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями, за что выставляется тот или иной балл. Совпадающие или близкие мнения экспертов позволяют считать их оценки объективными. Оценивание используется для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности организационных форм и методов социального посредничества и партнерства и т. д. Экспертное оценивание может проявляться и как метод обобщения независимых характеристик, котороевключает письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта и сопоставление полученных оценок, прогнозов, рекомендаций. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадение или дополнение дает возможность выявить скрытые качества или проявляющиеся только в определенных условиях. Это помогает найти индивидуальный подход к развитию личности ребенка. Например, если у равнодушного или недисциплинированного в школе и семье ученика обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность в спорте, возможно при соответствующих условиях эти качества могут развиваться по отношению к учебе. Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Сущность его заключается в коллективном анализе причин неудач, общем поиске мер, необходимых для улучшения результатов. Консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика и других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа данных по изучаемому объекту и выработки согласованных действий всех участников образовательного процесса. Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Ситуации также помогают диагностировать жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умения сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются стандартные и нестандартные (творческие) ситуации. Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными) [2].
|