Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость
Исследования
Понятие «новизна» шире, оно включает и теоретическую значимость и количественные данные, характеризующие личность ученика и воспитателя в новых условиях деятельности. В разделе научная новизна должно говориться о том, какой научный «кирпичик» создан исследователем, а в разделе «теоретическая значимость» – в какую часть, в какое место «здания» педагогической или методической теории он положен. Критерий новизны характеризует содержательную сторону результата, новые теоретические положения, не известные ранее в педагогической науке и практике. Выделяют теоретическую новизну (концепция, гипотеза, терминология и т. д.) и практическую новизну (правило, рекомендации, требования, средство и т. д.). Уровень новизны характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность. Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области воспитания и обучения, определяет вклад автора в развитие педагогической науки. По мнению А. И. Кочетова, теоретическая новизна исследования включает формулировку концепции исследования, моделирование процесса или явления, структуры личности или коллектива, выявление особенностей и тенденций развития процесса или явления, определение показателей (обучаемости, воспитуемости, мотивов поведения), по которым определяется результативность работы, и условий, которые содействуют развитию личности. В теоретическую новизну входит формулировка особенностей и тенденций развития процесса или явления в результате поиска. Критерий практической значимости характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методике преподавания, которые произошли посредством внедрения результатов исследования в практику. Практическая значимость указывает, что должно быть изменено в практике обучения и воспитания: какие новые методы, приемы, новые средства использовать, что изменить в руководстве школой, в подготовке кадров [4]. Теоретическая и практическая значимость являются одним из основных критериев качества педагогического исследования. Вопросы и задания 1. Раскройте логику научно-педагогического исследования. 2. Как обосновать актуальность темы исследования? 3. В чем состоит сущность научной проблемы? 4. В чем заключается различие между объектом и предметом исследования? 5. Как соотносятся в педагогическом исследовании цель и задачи? 6. Что такое гипотеза? 7. Чем гипотеза отличается от концепции? 8. Какие требования предъявляются к гипотезе? 9. Какого варианта формулировки задач Вы придерживаетесь? Почему? 10. В чем заключается различие между научной новизной и теоретической значимостью? 11. Что характеризует критерий практической значимости научно-педагогического исследования? 12. Раскройте методологический аппарат в выбранной Вами теме курсовой работы. 13. Какие критерии, по вашему мнению, характеризуют качество научно-педагогического исследования?
|