Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика научно-педагогического исследования
Большинствоученых выражают единогласие в том, что научно-педагогическое исследование имеет следующую логику: 1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности. Установление объекта изучения и определение цели. 2. Выбор методологии, то есть исходной концепции, опорных теоретических положений, предполагаемых результатов исследования. После анализа и оценки исходных педагогических фактов выделяют и фиксируют основные положения (постулаты, аксиомы) теоретической концепции исследования. В качестве таковых берутся уже хорошо проверенные положения, и в данном исследовании они не проверяются, но могут уточняться и конкретизироваться [3, с. 69]. В обычном значении слово «концепция» означает точку зрения на предмет или явление. Концепция – это система взглядов на что-либо, основная, руководящая идея, ведущий замысел. Научная концепция в педагогике – это система взглядов на процесс исследования, которые объединены какой-то одной ведущей идеей [4, с.52]. Составными элементами идеи являются суждения и понятия. 3. Выдвижение гипотезы исследования, которую предстоит доказать. Постановка задач. Построение плана исследования. 4. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, установление предмета исследования. 5. Организация и проведение преобразующего эксперимента. 6. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 7. Выработка практических решений. По мнению В. А. Сластенина, логика и динамика исследовательского поиска предполагают прохождение следующих этапов: – эмпирического, на котором получают представления об объекте исследования, обнаруживают противоречия между практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза как система ведущих предположений, нуждающихся в проверке и подтверждении предварительной концепции исследования; – гипотетического, связанного с разрешением противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постижения его сущности. Он создает условия для перехода от эмпирического к экспериментально-теоретическому уровню исследования; – теоретического, направленного на преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем; – прогностического, требующего разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предвидеть его развитие в новых условиях [10, с. 104 –105]. В. А. Сластенин по направленности делит педагогические исследования на: – фундаментальные, результатом которых являются обобщающие концепции, подтверждающие итог теоретическим и практическим достижениям педагогики; – прикладные – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики; – разработки, направленные на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих известные теоретические положения.
|