Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические принципы научного исследования






 

Рассмотрим более подробно некоторые принципы. Сущность системного принципа выражается в следующих основных положениях:

– целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой;

– расчленение целого на элементы, свойства которых зависят от принадлежности к системе, но свойства системы не адекватны свойствам составляющих ее элементов;

– сложность связей и взаимодействий между элементами, среди которых выделяются наиболее существенные;

– совокупность элементов, определяющих структуру и организацию системных объектов и выражающих определенную упорядоченность системы, взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов;

– управление системой как специальный способ регулирования связей между ее элементами и внесение изменений [5, с. 44 – 45].

В принципе конкретного исторического подхода к изучаемой проблеме возможно выделение генетического аспекта – изучение происхождения объекта и основных этапов его становления и прогностического –предсказание перспектив развития явления.

 

Принцип единства исторического и логического требует сочетания изучения истории объекта, теории и перспектив его развития. В. И. Загвязинский и Р. Атаханов отмечают, что исторический анализ возможен с позиции определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический несостоятелен без изучения происхождения, развития и становления объекта. Данный принцип обусловливает требование преемственности, учета опыта, традиций, научных достижений прошлого [8, с. 43 – 44].

Общие принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. На их основе выделяют частные принципы:

– принцип детерминизма;

– принцип единства внешних и внутренних условий развития;

– принцип активной деятельности;

– принцип развития.

Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов и причин на развитие психолого-педагогических явлений. Здесь необходимо учитывать 3 подсистемы детерминации: прошлое, настоящее, будущее.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. Внутренние условия должны быть взаимосвязаны с внешними и опосредованы историей развития личности.

Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание на том, что личность развивается только в деятельности. Поэтому исследователь должен учитывать ведущий вид деятельности.

Принцип развития, т. е. изучение психолого-педагогического явления в динамике его развития: в филогенезе и в онтогенезе. Развитие личности человека в онтогенезе – маленькая копия развития человечества в филогенезе.

Общие принципы обобщены в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

 

1. Принцип единства теории и практики. Практика – критерии истинности того или иного теоретического положения. Теория – не опирается на практику, оказываясь умозрительной и бесполезной. Отсюда, при исследовании необходимо опираться на достижения практики. Психолого-педагогическое исследование должно носить практикоориентированный характер.
2. Конкретный исторический подход к исследуемой проблеме. Требует изучения генетического аспекта, анализа происхождения и развития объекта, моментов смены уровней функционирования.
3. Принцип объективности. Опора на факты обеспечивает доказательность, достоверность
4. Принцип всесторонности. Связан с изучением многих проблем, приводящих к возникновению одной проблемы.
5. Принцип комплексного подхода к исследованию. Требования: установление взаимосвязей исследуемого явления, учет внешних и внутренних факторов; установление случайных факторов; использование разнообразных методов в их различных сочетаниях: наблюдения, беседы эксперимента и др.; опора на достижения других наук.
6. Единство исторического и логического. Проблема, которую мы изучаем, имеет конкретные исторические формы.
7. Принцип системности. Предполагает рассмотрение и изучение объекта в его целостности. Системный подход выявляет структуру исследования, его организацию, связи между элементами системы.

 

Таким образом, методология педагогики – это та теоретическая основа, которая может стать прочным фундаментом для глубоко осознанной, подлинно творческой и результативной педагогической практики, как в области научного педагогического исследования, так и организации педагогического воздействия на людей разного возраста с целью их воспитания и обучения.

Вопросы и задания

1. Какая часть научного знания входит в понятие «методология науки»?

2. В чем отличие понятий «методология» и «методика» научного исследования?

3. Что понимается под «методологией педагогической науки»?

4. Какие уровни можно выделить в структуре методологических педагогических знаний?

5. Какие методологические подходы составляют основу педагогической методологии?

6. Охарактеризуйте основные принципы научного исследования в области педагогики.

 

Библиографический список

 

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебник для студентов средних пед. учебных заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.

2. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 285 с.: ил.

3. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Габай. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

4. Ерофеева, Т. И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования» [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М., 1997. – 87 с.

5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 207 с.

6. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] / пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.: ил. – (Зарубежная школа и педагогика).

7. Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования [Текст] / А. И. Кочетов. – Минск: Ред журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 312 с.

8. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение. Владос, 1995. – 576 с.: ил.

9. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. кн. 2. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение. Владос, 1995. – 496 с.

10. Скалкова, Я и коллектив. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

11. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст]: (в помощь начинающему исследователю). – М.: Педагогика, 1986. – 151 с.

12. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 567 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал