Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект и предмет исследования
Объект – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект – это более широкое понятие, а предмет – более узкое. Объект исследования определяет поле научного исследования, а предмет является точкой в этом поле. Предмет – это определенный аспект изучения объекта. Один и тот же объект может быть предметом исследования разных исследований и целых научных направлений. Например, «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, но у них будут разные предметы исследования. Предмет исследования – «это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные … признаки объекта» [6, с. 29]. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Определение предмета исследования означает установление границ поиска, предположение о наиболее существенных связях, допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. Объект должен включать в себя предмет как важнейший элемент, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с ними. Выявление зависимостей между объектом и предметом исследования – важное условие повышения теоретического уровня исследования. Объектом исследования может быть процесс обучения в целом, а предметом – методы обучения как часть этого процесса. Если в роли объекта выступают методы обучения, то предметом исследования является какая-то одна группа этих методов, например, методы стимулирования учения. Чаще всего предмет исследования совпадает с темой или они очень близки по звучанию. Например, в исследовании по теме «Развитие познавательного интереса как условие подготовки младших подростков к самообразованию» объектом является процесс самообразования младших подростков, а предметом – подготовка младших подростков к самообразованию на основе развивающегося познавательного интереса. В некоторых случаях тема исследования может формулироваться созвучно с целью. В теме «Методические основы обучения студентов педагогических вузов управлению педагогическими системами» целью является выявление методических основ – содержания, форм, методов, средств обучения, а предметом – методика обучения студентов педагогических вузов управлению педагогическими системами.
|