Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математические и статистические методы
Эта группа методов применяется для обработки данных, полученных в результате эксперимента. Они повышают достоверность выводов. Наиболее распространенными являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Регистрация – это метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета тех, у кого оно имеется или отсутствует [6, с. 29]. Ранжирование – это расположение полученных данных в определенной последовательности, обычно в порядке нарастания или убывания величин о определение в этом ряд у каждого из исследуемых. Шкалирование – количественный метод, дающий возможность ввести цифровые показатели в оценку педагогических явлений. Испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке. Соотнесение полученных результатов с нормой предполагает определение отклонений от нее с допустимыми интервалами [6, с. 30]. Наиболее распространенной в педагогике является шкала оценки знаний и умений учащихся в баллах. А. М. Новиков, приводит наиболее распространенную типологию деления шкал измерений; 1) шкала отношений, позволяющая оценивать, во сколько раз один измеряемый объект больше (меньше) другого, принимаемого за эталон; 2) шкала интервалов, применяемая в педагогике как дихотомическая шкала, содержащая два значения: да – нет, лучше – хуже; 3) шкала порядков или рангов, упорядочивающая расположение объектов; 4) шкала наименований, используемая для различения одного объекта от другого [5, с. 64]. Для проведения математических расчетов применяются соответствующие формулы, справочные таблицы. Количественные показатели, полученные при использовании этих методов, представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, циклограмм, таблиц. М. Б. Челышкова [10] предлагает для математико-статистической обработки результатов тестирования использовать матрицу, в которой количественные результаты представляются в систематизированной форме. Формирование матрицы начинается с выбора для оценки ответов учеников. Обычно результаты оцениваются дихотомически: верно – 1 балл, неверно – 0 баллов. После подсчета индивидуальных баллов испытуемых и количеством правильных ответов за каждое задание производится графическая интерпретация эмпирических данных, которые представляют в виде полигона, гистограммы, сглаженной кривой или машинописного графика. Вопросы и задания 1. Что включает в себя методика исследования? 2. Какие группы методов входят в систему методов научно- педагогического исследования? 3. В чем сущность теоретических методов исследования? 4. Раскройте особенности метода анализа педагогической литературы. 5. Каковы отличительные особенности методов абстрагирования и конкретизации? 6. В чем сущность моделирования? Приведите примеры его использования. 7. Какие методы относятся к эмпирическим? 8. В чем сущность наблюдения? Какие недостатки и преимущества оно имеет? Какие виды наблюдения применяются в педагогическом исследовании? 9. Дайте понятие эксперимента. Раскройте его особенности. 10. Что общего и отличительного между беседой, интервьюированием и анкетированием? 11. Дайте характеристику тестирования. 12. Для чего применяется метод изучения продуктов деятельности объектов исследования? 13.Что объединяет методы экспертного оценивания, обобщения независимых характеристик и педагогического консилиума? 14. Дайте характеристику методов математической и статистической обработки результатов исследования.
|