Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как методологическая основа образовательного процесса
В современной педагогической науке ведётся поиск инновационных идей и стратегий, в основе которого – отказ от сложившихся стереотипов «знаниевого» подхода к образованию в пользу культурологического. Это объясняется следующими причинами: – недостаточным культурным уровнем части учащихся и их семей; – недостаточно высоким культурным потенциалом части педагогов, их неумением создавать в процессе обучения и воспитания культуроёмкие ситуации через содержание формы, методы взаимодействия с учащимися; – дефицитом общей культуры многих учебных заведений (материальной, информационной, эстетической, духовно-нравственной); – низким уровнем культуры общения (среди детей, взрослых, в их взаимоотношениях); – низким уровнем культурной компетентности основной массы выпускников школ, которые в дальнейшей жизни не могут обеспечить своим трудом необходимую высокую культуру современного производства и адекватное культуре качество жизни. Образовательный процесс в совокупности с природным фундаментом личности и социальными реалиями – магистральный путь формирования ценностного мира подрастающего человека. Что же такое ценность? Это А. В. Петровский считает, что это цель, удовлетворяющая потребность. Культурологический подход в образовательном процессе отражает развитие, возвышение духовных потребностей, их гармонизацию с материальными потребностями. Развивая идеи культурологического подхода, проф. Е. Б. Бондаревская говорит о том, что ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии и воспитательных отношениях. Они «заложены» в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения [2, с. 45]. Отметим, что кроме ценностного, личностного смысла воспитания человека культуры, что, несомненно, является прерогативой семьи и школы, очень важен и социально-политический контекст культурологического подхода. В научных и политических кругах высокоразвитых и быстроразвивающихся стран получило признание относительно новое понятие «мягкая мощь государства» или «мягкая сила». Её ядро составляют наука, образование, религия, культура, искусство, СМИ, спорт. На периферии располагаются «плотные» внешне ощутимые социально-экономические и государственно-правовые структуры [3, с. 14]. В глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек как нигде больше способен чувствовать cебя человеком. Культура и Нравственность – ключевые понятия, «вторгающиеся» во все составляющие «мягкой силы» государства, наполняя их ценностным смыслом. Таким образом, культурологическая направленность необходима в социально-политической стратегии государства. Каковы же педагогические аспекты рассматриваемого феномена? В концепции личностно ориентированного культурологического подхода к воспитанию, разработанного Е. Б. Бондаревской, основополагающей является мысль о том, что человек представляет собой единство трёх сущностей: природной, социальной и культурной. В соответствии с этим и ребёнка необходимо рассматривать в трёх измерениях – как существо природное, социальное и культурное. Но человек целостен. В советский период педагоги решали социальный заказ – как можно скорее человека природного сделать социальным, «игнорируя накопление им культурного слоя». Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешить противоречия между природным и социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности [2, с. 46]. Автор концепции выделяет главные черты человека культуры: – человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; воспитание свободной личности требует исключения из образовательного процесса любых авторитарных форм и методов в пользу свободного выбора; – человек культуры – гуманная личность, ибо гуманность вершина нравственности; это доброе и справедливое отношение к человеку, эмпатия, альтруизм, деятельное сопереживание и сорадование; это стремление к миру и согласию между людьми, независимо от национальности, расы, вероисповедания; – человек культуры - духовная личность, постоянно стремящаяся к личному самосовершенствованию; – человек культуры – творческая личность, постоянно ищущая, сомневающаяся; творчество – норма и в учении, и в труде и в быте, и в досуговых интересах; – человек культуры – практикоориентированная личность; адаптация выпускника школы к условиям рыночной экономики требует от него практического овладения компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знаниями религиозных праздников, народных обычаев и т. д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психологическому здоровью; умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.
|