Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образования. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в становлении собственной индивидуальности






Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в становлении собственной индивидуальности, в определении собственной жизненной позиции, а именно, в выборе значимых для себя ценностей, овладении системой знаний, выявлении круга интересующих научных и жизненных проблем, освоении способов их решения, открытии рефлексивного мира собственного «Я» и умении управлять им. В личностно-ориентированном образовании вместо трансляции отчужденного знания создается система производства знания: содержание образования перестает быть суммой учебных предметов; изменяется природа образовательной деятельности – она становится творческой, в ней идет поиск собственных ценностных ориентаций, целей, собственных знаний и способов их освоения.

Показателем того, что деятельность ученика достигает личностного уровня, является полнота реализации рефлексивной, смыслотворческой, ценностно-ориентационной функции личности [2, 7]. Личностно-ориентированное образование использует термин «присвоение» знания, что происходит лишь тогда, когда восприятие, переработка и использование знания обеспечиваются активной психической деятельностью и становятся своеобразным сплавом общественного и индивидуального опыта. Ученик не просто ассимилирует знания, а внутренне их адаптирует, избирательно на них реагирует, ориентирует на собственный личностный опыт и потенциал, активно усваивает с учетом индивидуальных потребностей, т. е. выявляет в знании субъективно значимый смысл. Такое знание является для субъекта «живым знанием», становится «подлинным органом его индивидуальности и, в свою очередь, определяет его отношение к миру» [5, с. 160].

В данной концепции предполагается иная, по сравнению с традиционной, позиция педагога, которая связана с оптимистическим подходом к ребенку и его будущему, стремлением учителя видеть перспективы развития индивидуальности учащегося и умением максимально стимулировать это развитие с помощью педагогических средств, адекватных возможностям и потребностям ученика. Исходя из этого, ребенок рассматривается как субъект собственной учебной деятельности, как личность, способная учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность.

Результатом личностно-ориентированного образования выступает активная, творческая личность, способная к самоопределению и самореализации, самоактуализации. Самоактуализирующаяся личность – это индивидуальность, человек, который использует свои таланты и способности, реализует свой потенциал и движется к познанию себя и сферы своих переживаний. К. Роджерсом [6, с. 222] разработана модель самоактуализирующейся личности, ключевыми характеристиками которой являются более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы такими, какие они есть, открытость к переживанию, непосредственность и естественность в поведении, способность принимать во внимание свои внутренние ощущения для выбора собственного поведения, свежесть восприятия, независимость и стремление к уединению как потребность в неприкосновенности внутренней жизни. Таким людям свойственна уверенность в себе, спокойствие и невозмутимость, когда их постигают неудачи. Они свободны в своих действиях вне зависимости от физического и социального окружения, полагаются на собственный потенциал развития. Им свойственна высокая степень самоуправления и «свободы воли». Они ответственны, самодисциплинированны, стремятся к саморазвитию и внутреннему росту. Их характеризуют глубокие межличностные отношения. Демократичный характер в отношениях с людьми проявляется в отсутствии предубеждений и стремления к превосходству, уважительном отношении к людям независимо от их социальной принадлежности, готовности учиться у других. Творческий потенциал у самоактуализирующихся личностей проявляется в повседневной жизни как естественный способ самовыражения индивидуальности. Данные модельные представления следует иметь в виду, так как перечисленные характеристики могут быть своеобразными педагогическими ориентирами при условии рассмотрения в качестве цели современного образования, ориентированного на становление индивидуальности, самоактуализирующуюся личность (развитие у детей и педагогов потребности в самоактуализации и готовности ее достигать). Думается, однако, что с педагогических позиций разговор следует, прежде всего, вести о создании таких условий, атмосферы, отношений, в которых человек оказывается в постоянном поиске, размышлении, имея право на сознательный выбор собственного пути в реализации стремления стать тем, кем он может быть в жизни, и нести за это ответственность.

Таким образом, выделенные нами особенности личностно-ориентированного образования как одной из антропоцентрических концепций позволяют определить ряд позиций. Индивидуальность как конечная цель образования не может представляться в виде жесткого и устойчивого набора качеств. Однако каждый обучающийся, осознавая и адекватно оценивая свои индивидуальные особенности в образовании, может выбрать свой индивидуальный образовательный путь, маршрут, траекторию. Именно поэтому образование рассматривается здесь, прежде всего, как процесс создания условий (в том числе и внешних, средовых) для самореализации и самовыражения личности, с одной стороны, и обеспечивающих ориентацию на ее индивидуальность, – с другой. Личностно-ориентированное образование предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность творчески реализовать себя в развивающих видах деятельности. Личностно-ориентированное образование связано с овладением субъективно значимыми способами деятельности и формированием знания, в котором отражено индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования на основе ценностей и внутренних установок ученика.

Вопросы и задания

1. Дайте определение личностно ориентированному образованию. Выделите его основные функции.

2. На основе посещения учебного занятия, воспитательного дела покажите, как реализуются в образовательном процессе современной школы принципы личностно ориентированного образования.

3. Каковы особенности личностно ориентированного образования по сравнению с другими современными концепциями (деятельностный подход, компетентностно – ориентированное образование и др.)

4. Выделите из предложенных ниже особенностей те, которые характеризуют личностно ориентированное образование: ориентация на развитие личности, вариативность содержания и технологий, монолог, диалог, инвариантность содержания и технологий, ориентация на формирование компетенций, развитие субъектности обучающихся, самостоятельная деятельность обучающегося, индивидуальное и коллективное творчество, использование объяснительно-иллюстративных методов.

5. На основе самостоятельной работы с литературой [4, 7, 8] заполните таблицу «Концепции личностно ориентированного образования:

 

Концепция личностно ориентированного образования Цель Принципы образования Содержание образования Методы и формы организации Результат
Концепция Е. В. Бондаревской          
Концепция В. В. Серикова          
Концепция И. С. Якиманской          

 

6. Каковы, по вашему мнению, достоинства и сложности в реализации личностно ориентированного образования в современной школе?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал