Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения личностно-ориентированного подхода






Главная цель личностно-ориентированного образования – развитие индивидуальности человека как носителя субъектного опыта. Субъектный опыт – это индивидуальный опыт жизнедеятельности обучающегося, приобретаемый в конкретных условиях социокультурного окружения [8, с. 49]. Функция субъектного опыта в усвоении (познании) заключается в том, что с позиции этого опыта «наводится порядок» в восприятии действительности через своеобразную избирательность, обеспечивающую индивидуальное видение бытия. Для развития самобытности ученика как носителя субъектного опыта в личностно-ориентированном образовании закладываются основы для становления механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления индивидуального образа в процессе диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.

Исходя из выявленной сущности, в психолого-педагогической литературе Е. В. Бондаревская [3, с. 3 – 11] определяет основные человекообразующие функции личностно-ориентированного образования:

– гуманитарная, состоящая в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, свободы и возможности максимальной реализации собственного творческого потенциала. Средством (механизмом) ее реализации является понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество основных субъектов образовательного процесса;

– культуросозидательная (культурообразующая), направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация функции позволяет, приобщая человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми, а также формировать его собственную культуру. Механизмом реализации является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, культуре образовательного учреждения, культуре социума, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

– функция социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого для вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Механизмами реализации становятся рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество в любой деятельности как средство самоопределения.

 

7. 3. Принципы личностно-ориентированного образования

 

Цели и задачи личностно ориентированного образования эффективно реализуются при условии учета основных идей, требований к его организации и осуществлению. Основными принципами, лежащими в основе личностно ориентированного образования, являются, на наш взгляд, следующие положения:

– гуманность, реализация которой связана с тем, что содержание и технологии образования должны быть адекватны уровню развития обучающегося, но одновременно должны обеспечивать вхождение личности в мир ценностей культуры и формировать у нее потребность в саморегуляции, самореализации, самосовершенствовании, рефлексии;

– креативность, реализация которой предполагает организацию особого творческого взаимодействия между субъектами образования, создание системы ситуаций, в которых обучающийся может проявить свою творческую активность через развитие его интереса к творчеству, формирование чувства новизны и критичности;

– эмоциональная насыщенность образования, реализация которой связана с предоставлением возможности каждому школьнику для положительного самовыражения, включением его в эмоционально привлекательные виды деятельности, связанные с его интересами и способностями, дающими возможность проявить каждому свои лучшие качества.

– вариативность, которая требует подбора индивидуальных приемов, методов, средств образования, опосредованных спецификой ситуации обучения и воспитания, обеспечивающая активизацию школьников, формирование у них возможности и потребности построения своего индивидуального образовательного маршрута.

 

Содержание и технологии личностно-ориентированного


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал