Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качество транспортного обслуживания клиентуры
Одним из наиболее важных и значимых показателей при оценке конкурентоспособности ПАТ является показатель качества транспортного обслуживания клиента (грузоотправителя и грузополучателя), учитывающий скорость и своевременность доставки грузов, сохранность грузов, качество и полноту дополнительных услуг, предоставляемых клиенту. Качество транспортного обслуживания можно оценивать по трем основным параметрам: 1 По установленным стандартам и нормативам. Такие стандарты и нормативы для рыночных условий пока не созданы и их предстоит разрабатывать. Можно рекомендовать ПАТ самостоятельно с привлечением научных организаций разработать нормативы транспортного обслуживания для своих конкретных условий. К таким нормативам можно отнести сроки доставки отдельных видов грузов в зависимости от расстояний перевозки и других условий доставки, нормативы по обеспечению сохранности перевозимых грузов и др. 2 По качественным характеристикам аналогичных перевозок конкурентов. Для этого необходимо изучение передового зарубежного и отечественного опыта по транспортному обслуживанию, а также изучение технологий и методов организации перевозок грузов других ПАТ в регионе. 3 По требованиям клиентуры (отправителей и получателей грузов). Для этого необходимо изучение требований и условий доставки грузов, разработка мероприятий по удовлетворению требований и их реализация. В реальных условиях транспортного рынка более важным может оказаться сравнительная характеристика качества транспортного обслуживания, выполняемая одним ПАТ, с такой же характеристикой, выполняемой другим ПАТ. При этом важно оценить не только сам процесс перевозки, но и дополнительные услуги, предоставляемые клиенту. С учетом анализа различных способов оценки качества транспортного обслуживания и возможности определения показателей качества, влияющих на конкурентоспособность ПАТ, выбраны следующие два основных показателя: 1.Уровень специализации парка автотранспортных средств. 2.Уровень перевозок грузов по графикам. Уровень специализации парка автотранспортных средств характеризует способность выполнять перевозки различных грузов с наименьшими количественными и качественными потерями. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что ПАТ с высоким уровнем специализации парка наиболее качественно выполняют доставку грузов, при этом коэффициент специализации парка составляет 70 % и более. Уровень перевозок грузов по графикам характеризует способность ПАТ выполнять перевозки ритмично и в необходимое для клиента время. Уровень специализации парка автотранспортных средств определяется как отношение количества специализированных автомобилей к общему количеству автомобилей в парке по формуле , (10) где Усп – уровень специализации автопарка ПАТ; Асп – количество специализированных автомобилей в автопарке (к специализированным автомобилям относятся автомобили-самосвалы, автомобили-фургоны, автомобили-цистерны и другие автомобили со специализированными кузовами); Аоб – общее количество автомобилей в автопарке, включающее количество специализированных автомобилей и автомобилей с бортовыми платформами. Если уровень специализации автопарка составляет 100% и более, экспертно можно принять, что ПАТ способен обеспечить сохранность перевозимых грузов. В этом случае коэффициент конкурентоспособности по этому показателю составит 1. При снижении уровня специализации парка снижается и его способность в обеспечении сохранности перевозимых грузов, в связи с чем снижается и коэффициент конкурентоспособности Кс, а при уровне специализации парка менее 50% ПАТ следует считать неконкурентоспособным по данному фактору. Уровень конкурентоспособности ПАТ в зависимости от уровня специализации парка рекомендуется оценивать по таблице 5.
Т а б л и ц а 5 - Показатели конкурентоспособности ПАТ в зависимости от уровня специализации парка автотранспортных средств
При оценке конкурентоспособности ПАТ по показателю «качество транспортного обслуживания» одним из показателей выбран уровень перевозок, выполняемых по графикам. Уровень перевозок по графикам характеризует способность ПАТ доставлять грузы своевременно, в намеченные сроки. Чем выше уровень перевозок по графикам, тем выше конкурентоспособность ПАТ, т.е. тем выше уровень качественного обслуживания клиента. С учетом опыта организации перевозок высший уровень конкурентоспособности ПАТ по данному показателю Кгр равен 1 при уровне перевозок грузов по графикам 100%. Снижение уровня перевозок грузов по графику приводит к снижению коэффициента конкурентоспособности Кгр. Если уровень перевозок грузов по графику менее 40%, следует считать, что ПАТ не способен качественно обслуживать клиента с обеспечением доставки грузов в срок. Уровень перевозок грузов по графикам определяется как отношение объема перевозок грузов, выполняемых по графикам, к общему объему перевозок грузов, выполняемых ПАТ по формуле , (11) где Угр - уровень перевозок грузов по графикам; Qгр - объем перевозок грузов, выполняемый по графикам, т.; Qприн - объем перевозок грузов, принятый ПАТ к выполнению, т. Уровень конкурентоспособности ПАТ в зависимости от уровня перевозок грузов, выполняемых по графикам, определяется по таблице 6. Совокупный коэффициент Кк, характеризующий способность ПАТ выполнять перевозки на качественном уровне, определяется как полу сумма коэффициентов Кс и Кгр по формуле
Кк = (Кс + Кгр ) / 2. (12)
Т а б л и ц а 6 - Показатели конкурентоспособности ПАТ в зависимости от уровня перевозок, выполняемых по графику
|