Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11 7 страница
реактор
шиберная задвижка регенератор пар
«треугольник UOP»
подача сырья воздух шиберная задвижка сырье или пар разгонный агент
Рис. 11.8. Схема ракторного блока с циркуляцией катализатора установки Г-43-107
Параметры процесса и материальный баланс установки Г-43-107.
Реактор Температура крекинга, оС 515–530 Кратность циркуляции катализатора, кг/кг 11–12 Массовая скорость подачи сырья, ч-1 20–22 Количество рециркулята, % масс. от сырья 15–20 Время пребывания сырья в прямоточном лифт-реакторе, с 2, 5–3, 5 Время пребывания катализатора в десорбере реактора, с 90–120 Расход водяного пара на распыл сырья, % масс. от сырья 1, 0 Давление наверху реактора, МПа 0, 176–0, 196 Содержание кокса в закоксованном катализаторе, % масс. 0, 7–1, 0
Регенератор Температура в слое катализатора, оС 600–700 Давление наверху регенератора, МПа 0, 235 Расход катализатора, % масс. от сырья 0, 15 Содержание кокса в регенерированном катализаторе, % масс. 0, 05–0, 20 Содержание кислорода в дымовых газах, % об. 0, 5 При указанных параметрах на катализаторе КМЦР выходы продуктов Бензин (фракция н.к.–195 оС) 48 Газ (до С4), 19, 2 в т. ч. пропан-пропиленовая и бутан-бутиленовая фракции 18 Дизельная фракция (195–270 оС) 9, 75 Сырье для технического углерода (фракция 270–420 оС) 11 Фракции выше 420 оС 5, 3 Выжигаемый кокс 5, 1
11.10. Каталитический риформинг Каталитический риформинг предназначен для получения высокооктановых компонентов моторных топлив, индивидуальных аренов и водородсодержащего газа (ВСГ) путем каталитической переработки низкооктановых бензиновых фракций (в основном прямогонных) под давлением водорода. 11.10.1. Сырье процесса. Для получения автомобильных топлив риформингу подвергают бензины фракционного состава 85–180 оС. Бензиновые фракции большинства нефтей содержат 60–70 % алканов, 20–30 % циклоалканов и 10–15 % аренов. Октановое число (ОЧ) таких бензинов составляет не более 55 по моторному методу (ММ). Подвергая эти фракции риформированию, достигают величины октанового числа по моторному методу 80–90 или 90–100 по исследовательскому методу (ИМ). Повышение октанового числа при риформинге достигается путем превращения алканов и циклоалканов в арены, ОЧ которых намного выше. Для получения бензола применяют фракцию 62–85 оС, толуола 85–105 оС, ксилолов 105–140 оС. 11.10.2. Катализаторы процесса. Алюмомолибденовый катализатор (МоО 3/ Аl 2 О 3) был первым катализатором риформинга, использовавшимся в промышленности. Этот катализатор, как и современные катализаторы, катализирует реакции ароматизации, изомеризации и гидрокрекинга углеводо-родов. Однако селективность его в реакциях ароматизации (особенно алканов) была намного ниже, а скорость коксования существенно выше чем у современных катализаторов. Тем не менее, этот катализатор успешно применялся в годы Второй мировой войны в производстве авиационного бензина и толуола для получения взрывчатых веществ. Ценность платины как ароматизирующего катализатора была показана Высокая стоимость платины предопределила ограниченное ее содержание в промышленных катализаторах риформинга (не более 0, 65 % масс.). Возможности эффективного использования платины даже при столь малых концентрациях способствовало применение в качестве носителя активного оксида алюминия γ - Аl 2 О 3 (реже η - Аl 2 О 3). Введение в γ - А l2 О 3 промоторов (F, Cl, преимущественно в виде НF и НCl) позволило придать носителю требуемые кислотные свойства и превратить платиновый ароматизирующий катализатор в бифункциональный катализатор риформинга, на котором происходит весь комплекс реакций, характерных для процесса. На первом этапе применения алюмоплатинового катализатора в качестве промотора использовали фтор, однако, в дальнейшем его вытеснил хлор. Основное преимущество хлорированных катализаторов состоит в возможности регулирования концентрации хлора в них, а следовательно, их кислотности и активности. Каталитическая система Pt – γ - Аl 2 О 3 – Cl содержит как металлическую, так и неметаллическую электронодефицитную P t (V) с эффективным зарядом, близким к +2. Основным условием образования Pt (V) является присутствие ионов хлора в катализаторе. Увеличение активности, селективности и стабильности алюмоплатиновых катализаторов достигается введением в их состав добавок Re и Ir для гидрирования соединений, предшествующих образованию кокса, и G e, Sn, Pb – для предотвращения блокирования платины коксом. Кроме того, Re препятствует рекристаллизации платины – укрупнению ее кристаллитов во времени и соответственно уменьшению числа ее активных центров. Платина, тонко диспергированная на поверхности носителя, обладает гидрирующе-дегидрирующим действием. В процессе риформинга каталитические функции обоих компонентов каталитической системы строго сбалансированы. Изменение активности любого компонента заметно влияет на выход продуктов, их состав и качество. 11.10.3. Химизм процесса включает несколько типов реакций: – ароматизацию исходного сырья путем дегидроциклизации алканов; – дегидроизомеризацию алкилциклопентанов; – дегидрирование алкилциклогексанов; – изомеризацию н-алканов в изоалканы; – гидрокрекинг. Реализация данных реакций приводит к повышению октанового числа бензина. Благодаря особенностям катализатора и другим факторам, скорость процесса риформинга значительно выше, чем в каталитическом крекинге. Реакции алканов. Они подвергаются изомеризации, дегидроциклизации и гидрокрекингу. Изомеризация протекает по карбкатионному механизму. Ее скорость возрастает с увеличением молекулярной массы углеводорода. Дегидроциклизация – важнейшая реакция риформинга: СnH2n + 2 4H2 + R. (11.50) Эта реакция сильно эндотермическая (Δ Н = 250 кДж/моль), и поэтому константа равновесия растет с увеличением температуры. Так как процесс идет с увеличением объема, то повышение давления, наоборот, сдвигает равновесие влево. На практике же во избежание закоксовывания катализатора процесс ведут при повышенном давлении водорода. При этом, например, при температуре 500 оС конверсия н-гептана в толуол равна 95 %. Пути реализации механизма ароматизации алканов следующие. 1. Дегидрирование на Pt до триена с последующей циклизацией его на Pt или Al 2 O 3: С – С – С – С – С – С С = С – С = С – С = С.. (11.51) – 3Н2 – Н2 2. С 5 –циклизация на Pt через циклический переходный комплекс: СН2 Н2С СН – СН3 Н + Н2С СН2 + Н + H2. (11.52) – 4Pt Pt Pt Pt Pt 1. 3. Дегидрирование алканов в алкены на Pt с последующей циклизацией алкенов на Al 2 O 3: СН2 СН2 НС СН2 Н2С СН2 + Н+. (11.53) Н+ СН3 - НС СН2 СН3 – НС СН2
/////////// ///////////// / А - А - Получаемые пятичленные циклы далее на кислотных центрах изомери-зуются в шестичленные, а затем дегидрируются на Pt в арены. Данные иссле-дований говорят, что ароматизация идет по всем указанным направлениям. Если исходный алкан имеет меньше шести атомов углерода в основной цепи, то он сначала изомеризуется с удлинением главной цепи. Если алкан содержит 10 и более атомов углерода, то образуются арены с конденсирован-ными кольцами. Арены с достаточно длинными заместителями могут замыкать дополнительные циклы: СН2 СН2 . (11.54) СН2 – 3Н2 СН3
При дегидроциклизации алканов образуются бензол и нафталин, а также их гомологи с максимальным содержанием именно метильных заместителей в ядре, которое допускает строение исходного алкана. Гидрокрекинг алканов приводит к образованию низкомолекулярных соединений: СН(СН3)3 + СН3СН3; Н2 СН3 (СН2)4СН3 (11.55) 2СН3СН2СН3.
где К – металлический активный центр; Ме – кислотный активный центр. Реакции циклоалканов. Циклоалканы также подвергаются изомеризации, ароматизации и гидрокрекингу: СН3. (11.56)
Равновесие почти нацело сдвинуто вправо, но частично шестичленные циклы превращаются в арены, причем равновесие смещено к аренам: + 3Н2 СН3. (11.57) – 3Н2
Избирательность превращения циклогексана в бензол или метилциклопентан определяется соотношением скоростей реакций и активности компо-нентов бифункционального катализатора. Скорость дегидрирования гомологов циклогексана в алкилбензолы выше, чем самого циклогексана. Гемциклогексан дегидрируется по схеме:
СН3 СН3 СН3 2 СН3 Н2 СН3 + СН4. (11.58) –3Н2
Бициклогексаны дегидрируются также легко, как и моноциклические, образуя нафталин и его производные. Гидрокрекинг цикланов происходит в незначительной степени по схеме, аналогичной для алканов. Поскольку дегидрирование циклоалканов в арены существенно выше скоростей других реакций, то селективность превращения циклоалканов в арены приближается к 100 %. Гомологи циклогексана при риформинге ведут себя таким образом: 1) изомеризация по заместителю
2) изомеризация с последующей дегидроароматизацией
Выход бензола по последней реакции возрастает с повышением температуры и понижением давления (например, при температуре 500 оС со снижением давления от 3, 6МПа до 1, 5МПа возрастает от 45 до 90 %); 2) раскрытие кольца (гидроформинг) СН3(СН2)4СН3; (11.61) +Н2 СН3 СН3 – СН(СН3) – (СН2)2 – СН3; (11.62) СН3– СН2 – СН(СН3) – СН2 – СН3. (11.63) На свежем алюмоплатиновом катализаторе гидрогенолиз идет на Pt при соотношении продуктов реакций (11.61), (11.62) и (11.63) как 2, 4: 2, 1: 1 соответственно. В процессе эксплуатации активность платины постепенно падает вследствие дезактивации, и гидрогенолиз далее идет уже на кислотных центрах по карбкатионному механизму: СН3 + СН3 СН3 + Н+А- СН3 + А- СН3 + Н+А- + Н2 М (11.64) С6Н14. В результате гидрогенолиза метилциклопентана основным продуктом этого процесса является н-гексан. Реакции аренов. Незамещенные арены устойчивы. Метилзамещенные арены подвергаются диспропорционированию или изомеризации по положению заместителя. Алкиларены с тремя и более атомами углерода в заместителях деалкилируются на кислотных центрах, как в каталитическом крекинге, с последующим гидрированием полученного алкена на металлической составляющей бифункционального катализатора. Но, в отличие от каткрекинга, в процессе риформинга могут деалкилироваться и метилзамещенные арены с образованием бензола и метана. На катализаторе Pt/Al2О3 толуол подвергается гидрогенолизу при 380–500 оС и атмосферном давлении, в результате чего он превращается в бензол: СН3 + Н2 + СН4. (11.65)
|