Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ документов






«документальной в социологии называют любую ин­формацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке». Например, их можно разделить с точки зрения целевого назначения на целевые, т.е. специально «спровоцированные» автором (в качестве примера можно привести такой документ, как биография), и наличные, соответственно составленные ради каких-то других целей. По степени персонификации различают личные и безличные документы. К первому типу относятся карточки индивидуального учета, личные характеристики и рекомендательные письма – т.е. все то, на основании чего можно судить о каком-либо конкретном лице, отдельно взятой личности. Второй тип – это различного рода архивы, статистические данные, данные прессы и т.д. Также в зависимости от статуса документального источника можно выделить официальные (связанные какие-либо образом с государством, государственными учреждениями и структурами, имеющие официальный статус) и соответственно неофициальные (многие личные материалы, о которых уже говорилось ранее и безличные документы, предполагающие анализ уже имеющихся, например, статистических данных). Кроме того, все имеющиеся документы можно разделить на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на базе наблюдения, опроса или какого-либо другого подобного исследования, а вторичные представляют обработку таких первичных сведений об объекте. Из определения понятия «документ» вытекает еще одна классификация – по форме фиксации информации: письменные, иконографические (зрительные картинки - кино, видео- и фото документы, картины и т.д.), фонетические (магни­тофонные записи, грампластинки). Ценность документов для исследователя возможно заключается в том, что их анализ «позволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с ана­лизом внутренних структурных и внешних связей рассматриваемого объекта, с изучением -различных аспектов его функциони­рования». два таких вида: традиционный (классический) метод анализа документов, предполагающий понимание сути документа, интерпретацию его содержания, и контент-анализ, на основании которого производится сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе.

Среди основных черт, присущих контент-анализу, социологи выделяют его явно выраженную строгость, формализованность, систематизированность. Контент-анализ необходим тогда, когда у исследователя слишком много материала, чтобы рассматривать его подробно. Также он применяется, если требуется сравнить имеющиеся в разных источниках однопорядковые данные или также сопоставить текст документа с имеющимися количественными характеристиками. При проведении контент-анализа исследователь должен ответить на вопросы «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?». Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, далее исследователю необходимо выбрать единицу счета, которая может быть выражена в количестве строк, абзацев и т.д. На следующих этапах перед исследователем встает вопрос выбора источника информации, который может наилучшим образом представить характеристики рассматриваемого объекта или явления, отбор самих документов. Завершающим этапом контент-анализа, так как его относят к количественным методам, является подсчет результатов.

формулу оценки " удельного веса" смысловых категорий в общем объеме текста, специально разработанную А.Н.Алексеевым, которая выглядит следующим образом:

Кгл + Квт

Укс= 100%,

∑ (2 Кгл + Квт)

 

где Укс — " удельный вес" данной смысловой единицы; Кгл — число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; Квт, — число случаев, когда та же единица оказы­вается второстепенной; ∑ — сумма анализируемых текстов (документов).

Способность охватывать огромный объем информации. возможность сравнения результатов с другими данными, в том числе представленными как количественные характеристики.

Его ограниченность заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей. Поэтому контент-анализ не исключает обычного (т.е. содержательного) анализа документов. отталкивает социологов, в первую очередь начинающих, от этого метода формализованность и сложность инструментария. Если этот метод применяется впервые, то, как правило, допускаются многочисленные ошибки, сложность определения, является ли документ действительно достоверным.

с помощью метода контент-анализа организация регулярно проверяет, на сколько эффективны отношения со СМИ. В данном случае может рассматриваться характер публикаций, процент соотношения статей с положительным и отрицательным мнением о компании, влияние их на различные группы общественности и многое другое. «контент-анализ часто применяется по отношению к письмам и телефонным звонкам, которые представляют собой прекрасный индикатор реакции общественности на политику организации и предоставляемые ею услуги».




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал