Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспертные методы PR.
Э.М. – виды опросов, в которых респондентом является эксперт, т.е. лицо компетентное в данном вопросе. Используется понятие валидность – степень доверия к оценке эксперта, зависит от двух факторов: компетентности и степени сложности проблемы. Э.М. делятся на экспертные опросы и интервью. Экспертный опрос используется при необходимости диагностики или оценки того или иного явления. Не применим при необходимости анализа нестандартных ситуаций. Наиболее распространенная форма – шкала балльной оценки. Путеводитель интервью = оглавление книги. Вариант глубинного интервью – экспертное интервью. Принцип воронки (от общего к частному), принцип дерева. Основное назначение экспертного интервью – получение информации в ситуации неопределенности. Часто в экспертных методах используется принцип многоступенчатой выборки. Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают " ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем. экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов. Важный момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу. Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов. Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных. Один из вариантов техники экспертного опроса (" метод Дельфы") — неоднократное обращение к экспертам, вначале — для выявления существа позиций, а затем — для оценки уровня согласованности мнений по наиболее важным пунктам. После первой экспертизы высказанные оценки предлагаются для упорядочения по уровню правдоподобности, вероятности, достоверности, приоритетности. Типичная логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения.
|