![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семиотика коммуникации.
Понятие и общая характеристика семиотики. Сущность семиотического подхода. Три раздела знаковой теории: синтактика, семантика и прагматика. Треугольники Ч.Пирса и Фреге. Понятия «знак» и «знаковая система». Знаковая форма передачи информации. Классификация знаков Ч. Пирса (иконы, символы, индексы). Знак как стимул к действию: свойства знаков по Ч. Моррису. Понятия «денотация» и «коннотация». Теория кодов. Коды как системы знаков. Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Знак – предмет (явление, событие), замещающий в коммуникации некий другой предмет (явление, событие). Знаковая система - совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи. Коммуникация в семиотике – процесс образования знаков и значений, их восприятия, понимания и возникновения новых значений (смыслов) у субъектов. Значение – 1) содержание, связываемое с тем или иным словом, выражением, знаком; 2) форма субъективного отношения. Основное внимание в семиотике концентрируется на тексте и реципиенте, который из полученной информации создает собственное значение на основе своей культуры, интеллекта, эмоций. Область исследования семиотики:
3 области семиотики: + Семантика: знак – предмет (отношение знаков к тому, что они замещают) + Синтактика: знак – знак (формальные и структурные отношения между знаками) + Парагматика: знак – человек (отношение знаков к интерпретаторам)
Модель Ч. Пирса: субъект может взаимодействовать как со знаком, отражающим объект, так и с самим объектом.
![]() ![]() Типология знаков Ч. Пирса: 1) икона (образ) - фактическое подобие означающего и означаемого (напр, фото, видео, портрет); 2) индекс (признак) - выражает функциональную связь между знаком и объектом (дым является индексом огня); 3) символ - конвенциональная (условная) связь означающего и означаемого, установленная «по соглашению» (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар, наоборот, — отрицательный).
Модель Г. Фреге (семантическая)
Ч. Моррис рассмотрел знаки через интерпретацию и поведение.
Знак (стимул) => человек (интерпретатор) => готовность к ответу (действие)
Структура знака по Ф. Де Соссюру
Структура знака включает в себя два элемента: означающее и означаемое (план выраж-я и план содерж-я) Знак отражает не предмет в реальном мире, а его мыслительный образ (концепт) Каждый знак, каждый элемент системы не существует сам по себе: значение поддерживается взаимной связью всех элементов системы. Системная модель знака Р. Барта. Значение имеет две формы: 1) Денотация (обозначение) – буквальное значение знака (Прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову, высказыванию.) 2) Коннотация (собственно значение) – указывает на социокультурные и персональные ассоциации. Код – совокупность знаков и система определенных правил, с помощью которых информация может быть представлена в виде набора из этих знаков и для передачи, обработки и хранения. Коды, как правила создания системы значений имеют общие черты: + Из совокупности элементов по опред правилам делается отбор + Коды определяются соглашением пользователей и зависят от общ. к-ры + Выполняют опред соц и ком-ю ф-ию + Все коды передаются по каналам ком-и Типы кодов:
Открытые – их с-ма правил ясна для аудитории Закрытые – их механизмы не понятны аудитории (код рекламы)
Жесткие – с-ма правил, которая требует общаться всегда одним и тем же образом (комп прогр). Мягкие – оставляют вариации (связаны с иск-вом, к-ое развивается в демокр об-ве).
Ведущие – с-ма правил, к-ая определяет наше поведение с точки зрения господствующей к-ры Подчиненные – лежат в рамках субкультуры
Аналоговый код – это представление знаний на продолженной (контекстуальной) шкале без четкого разделения на элементы. Разделительный код четко разделяет одно значение от другого. Например, сам циферблат – аналоговый код, цифры на нем – разделительный; музыка – аналоговый, ноты – разделительные коды.
Репрезентационный код используется для производства текстов из иконических и символических знаков (преимущественно вербальная коммуникация). Презентационный код не может существовать отдельно от коммуникатора и социальной ситуации, в которой происходит коммуникация, т.к. они предполагают использование остальных средств человека (телодвижение, мимика). Невербальная коммуникация, таким образом, осуществляется на презентационных кодах и, соответственно, они могут давать информацию о том, что происходит «здесь» и «сейчас» по отношению к человеку. Репрезентационные коды относительно независимы от ситуации и коммуникатора. В первую очередь они используются при реализации для передачи информации об отсутствующих вещах.
a) Простота и сложность определяется объемом словарного запаса, построением предложения. b) Простой тяготеет к презентационному – к невербальной коммуникации или к устной речи. Сложный код может быть и письменным, и устным, больше подходит для репрезентационных кодов, для передачи символических сообщений. c) Сложный подходит к референулальной функции коммуникации, простой – к контактной. d) Сложный код способствует выявлению личных свойств человека, того, что отличает его от других. Простой код помогает демонстрировать групповое. · Массовые и специальные Массовые коды относятся к простым, обращены к непосредственному восприятию и не требуют образования для осмысления, понимания. Специализированные коды опираются на интеллектуальный и образовательный опыт, при их использовании от коммуникатора требуются большие знания и собственная позиция. (напр, научн язык)
Логические коды – символические, статистические, носят безличностный характер, используются в науке. Их отличает то, что они не могут быть искажены в силу своей статичности. Условный код носит открытый характер, может дополняться, меняться, находиться под сильным влиянием культурных традиций. Нормой этого кода при раскодировании являются искажения. Для них характерно использование в массовом искусстве и возникновение новаторских идей на их основе.
|