Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила культуры речи.
Культура речи - это такие качества речи говорящего/пишущего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Основные аспекты вербальной коммуникации: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, говорение имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, интересы, психологическая готовность к коммуникации и пр.) и т.д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. На этапе осуществления процесса говорения, большую роль играет способность выразить в устном сообщении речевое намерение говорящего (в том числе при помощи интонации, мимико-жестового кода). 4. Контроль осуществления коммуникативной деятельности происходит как в течение всего процесса говорения (самоконтроль), так и после него (ответные действия участников речевого общения и пр.). Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Слушание (аудирование) – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды слушания в зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста: глобальное (для этого, например, ставится задача – определить тему, сказать, о чем шла речь); детальное (например, требуется воспроизвести услышанное подробно, в деталях); критическое (например, нужно дать оценку, критически проанализировать услышанное). Письменная речь (письмо) – продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации с этой точки зрения чтения (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности. Устноречевая коммуникация: основные виды и правила ведения. Понятие и особенности устноречевой коммуникации. Критерии классификации и основные виды устноречевой коммуникации. Говорение как вид устноречевой коммуникации. Проблемы и правила активного слушания.
|