Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникатор, коммуникант, коммуникативная личность.






Это понятия сходные, но все же разные. Коммуникатор и коммуникант – участники процесса общения, но роли у них разные. Однако в общении всегда участвуют индивиды, каждый из которых представляют и определенную индивидуальность. Поэтому каждого участника общения (вне зависимости от роли) можно назвать коммуникативной личностью.

Коммуникативная личность – это коммуникативный деятель, чьи коммуникативные акты направлены на другие коммуникативные личности (Кашкин).

Определяющие параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и является центральным; когнитивный параметр связан с познавательным опытом индивида: знанием коммуникативных кодов, умение производить самонаблюдение и самосознание, способность оценить возможности, уровень партнера. Функциональный параметр определяется коммуникативной компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, умение варьировать эти средства в зависимости от ситуации, построение дискурса в соответствии с нормами и правилами общения и особенностями ситуации.

Специалист по связям с общественностью – коммуникатор по профессии. Поэтому говорим о коммуникаторе. Важные для него качества – кредитность (заслуживающий доверия) и привлекательность (не только внешняя, но и социальная).

· Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

· Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

· Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно ‘подстраиваемся’ под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров ‘на контроле’ у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

Типы коммуникатора: люди престижа и лидер мнений. Люди престижа определяют содержание и каналы передачи информации. Лидеры мнений иначе называются ключевыми коммуникаторами. Это члены общества, находящиеся в постоянном контакте с людьми и выступающие посредниками между СМИ и коммуникантами. Лидер мнений, интерпретируя сообщение, воздействует на аудиторию.

Важным компонентом в личности коммуникатора является психологическая компетентность, умение произвести квалифицированный анализ аудитории, знание психотипов. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.

Существуют различные подходы к классификации психотипов. Один из них предполагает в качестве ключевого выделение способа использования своего коммуникативного потенциала. В зависимости от этого выделяют следующие типы коммуникантов:

доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для общения с таким коммуникантом лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’);

мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Просто иногда приходится возвращать его к теме разговора;

ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется продумать вступительную часть взаимодействия, прежде всего, возможные в данной конкретной ситуации приемы установления контакта;

интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним важно установление и поддержание контакта в вербальной и невербальной форме, применение приема нерефлексивного слушания.

Коммуникативные роли участников процесса коммуникации:

· “Сторож” контролирует входные потоки сообщений, способен фильтровать, уменьшать, агрегировать информацию.

· “Связной” занимает ключевые позиции в том числе и на неформальной основе, между группами; может входить или не входить в связываемые группы, при его удалении система может развалиться на изолированные группы.

· “Лидер мнения”. Неформальный лидер, оказывающий существенное влияние на других членов группы, оценивая и направляя входящую к ним информацию. Является более доступным, чем администратор, соблюдает групповые нормы наблюдения.

· “Космополит” – чаще других контактирует с внешним миром, когда их много это означает, что организация сильно открыта; обычно находятся на вершине или в основе иерархической лестницы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал