Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жесты и касания как средства коммуникации. (Кинесика и гаптика)
Язык жестов и его виды. Роль возрастных, половых, этнокультурных факторов в формировании жестового языка личности. Взаимосвязь между движениями тела и вербальным языком. Позы как часть кинесики. Наука о касаниях. Касание как невербальный акт. Дистантные и контактные культуры. Рукопожатие как одна из форм касания. Правила тактильного поведения. Термин «кинесика» происходит от греческого " kinesis " и означает: 1. совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения; 2. изучение телодвижений, жестов, мимики, применяемых в процессе человеческого общения. То есть, Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонация, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. ПРИМЕР. Картина находящихся в полном сборе членов семьи может обнаружить некоторые ее существенные особенности только движениями рук и ног. Если мать скрещивает ноги, а все остальные следуют ее примеру, то можно сделать вывод, что она занимает лидирующее положение в семье, хотя эти движения происходят, вероятно, неосознанно. Причем она искренне может отрицать свое лидерство, — ведь она советуется со своим мужем или детьми, но невербальный сигнал «следуй за лидером» будет безошибочно обнаружен любым, знакомых с кинесикой. Гаптика – наука, изучающая касания. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. Этот способ в большей степени наблюдается у приматов, в человеческом обществе – у женщин и детей: хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. Здесь также имеются серьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее «трогательными» народами, поэтому неумело использованный тактильный коммуникативный акт в отношении представителя этих народов может быть даже воспринят как оскорбление. Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп: 1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения (“вот такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты – “биты” (жесты – “отмашки”); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. 2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. 3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”. 4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.) 5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и заканчиваются на лице. при общении часто возникают следующие виды жестов: 1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п. 2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.; 3. жесты нервозностии неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др. 4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.; 5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань; 6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.; 7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.; 8. жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.; 9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.
Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты " языка тела". Жесты Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук и рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету. В психологии невербального общения не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением. Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.). В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются: • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.; • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак —концентрация, стремление к самоутверждению и др.; • «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.; • жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.; • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др. В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия: • жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.; • жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.; • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; • рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; • поглаживание подбородка — принятие решения; • потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.; • барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; • дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.; • барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др. В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют: • аффективно-коммуникативная — жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция); • регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта); • информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом. Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой: • коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.); • описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.); • модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления. Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы: • жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.); • жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.); • жесты -иллюстраторы - жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.); • жесты-адапторы, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.); • жесты - аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость); • жесты - оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критическая оценка; почесывание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение). Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи. Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим. Смысл позы определяется ее рисунком. Существуют лишь самые общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпретацию получают некоторые элементы поз: • стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверх-компенсацию чувства неполноценности; • широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»; • посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания; • ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека; • руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности. Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены одна па другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл — растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Чтобы построить эффективную коммуникацию, направленную на взаимопонимание, необходимо учитывать количество элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. При этом позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь подразделяются на зеркально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и правой стороны другого). Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу. Причем зеркально согласованные позы участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы. Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостыо ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру; закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц. Помимо рисунка поз важным параметром невербальной, коммуникации является количественный показатель изменения поз в единицу времени. Установлено, что количество поз, принимаемых человеком в процессе общения, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Так, лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, совершают больше движений головой, туловищем, руками и ногами, а также демонстрируют больше свободы в выборе и смене определенного невербального репертуара, чем их низко-статусные партнеры. При этом пары собеседников, различающиеся по статусу, разговаривают обычно, отклонившись друг от друга, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо. Таким образом, для человека, стремящегося к контакту, взаимопониманию, приятного выражения лица и умеренной жестикуляции характерны открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед, непроизвольное копирование невербального поведения партнера. При отсутствии намерения развивать позитивные отношения человек прибегает к движениям, блокирующим контакт (демонстрация закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседника, выставление вперед рук, локтей, вытягивание ног). Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека. Походка выполняет ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах его личности. В основу классификации походки положены следующие критерии: рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, деревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.); возрастные особенности (походка младенца, подростка, юношеская, старческая); особенности, связанные с различиями по полу (мужская, женская походка); профессиональная принадлежность (походка моряка, балерины, топ- модели и т.д.); статусная принадлежность (походка начальника, походка «командира», походка царя и т.д.); характерологические особенности состояния (походка уверенная, виноватая, гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.). Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд авторов приводит их психологическую трактовку: • ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение; • размашистая походка при среднем и малом росте — свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности; • короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках; • прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель неуверенности, скованности, робости; • волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности; • медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы; • сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека; • привычка постоянно держать руки в карману при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, стремлении подавлять других. Таким образом, для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность явления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности —напряженности позы, открытость - закрытость позы.
Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, по-хлопывания, объятия и т. п. Как показали наблюдения и исследо-вания, с помощью разного рода прикосновений процесс комму-никации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось даже особое научное на-правление, изучающее значение и роль прикосновений при обще-нии, которое получило названиетакесики. Люди прикасаются друг к другу по равным причинам, разны-ми способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы: 1) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача); 2) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи; 3) дружеские; 4) любовные Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения. Но поведение с использованием при-косновений зависит от целого ряда факторов, среди которых наи-более важными являются культура, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Внут-ри каждой культуры есть свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и при-надлежностью взаимодействующих людей к тому или иному полу. Очень часто это зависит от той роли, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В некоторых культурах зап-рещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничива-ется прикосновение женщины к женщине. В других культурах зап-рещается женщинам прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении. Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних изних прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко второму - дистантных. К контактным культурам принадлежат латиноамериканские, восточ-ные, южно-европейские культуры.Так, арабы, евреи, жители Во-сточной Европы и средиземноморских стран используют прикос-новения при общении довольно активно. В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы при-надлежат к низкоконтактным культурам. Представители этих куль-тур предпочитают находиться при общении на расстоянии от со-беседника, причем азиаты используют большую дистанцию, не-жели североамериканцы и североевропейцы. Немцы, англичане и другие англосаксонские народы считаются людьми, которые ред-ко пользуются прикосновениями при общении. Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев подтвердили, что принадлежность к контакт-ной или дистантной культуре зависит также и от личности чело-века и его половой принадлежности. Например, в Германии и США мужчины общаются на большем расстоянии и меньше при-касаются друг к другу по сравнению с Италией. Итальянские мужчины стоят ближе друг к другу и прикасаются друг к другу значи-тельно чаще, чем итальянские женщины. Кроме того, как оказа-лось, итальянские мужчины общаются со своими собеседниками при помощи тех невербальных средств, которые свойственны толь-ко для немецких и американских женщин. В азиатских культурах через прикосновение передаются, кро-ме прочего, также чувства патронирования и превосходства. При-косновение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах выражение дружес-ких чувств происходит в форме крепких объятий. Среди мусуль-ман объятия являются выражением мусульманского братства. Но в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских куль-турах, например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. Поэтому в азиатских культурах учите-ля зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание. Непременным атрибутом любой встречи и общения является рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информа-тивным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слиш-ком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свиде-тельствовать о безразличии. Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном волне-нии, высоком чувстве ответственности. Затянувшееся рукопожа-тие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелю-бие. Однако надолго задерживать руку партнера и своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения. Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каж-дое из которых имеет свое символическое значение. Рассмотрим их: 1) Ладонь, повернутая вверх под ладонью партера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доми-нирование признается. 2) Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем-ление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль. 3) Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников. 4) Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ла-донь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дру-желюбию, доверительности. Таким образом, умелое и грамотное использование прикосно-вений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера. Но в межкультурной коммуникации сле-дует учитывать различия во взглядах на рукопожатие у иностран-цев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжи-мать им ладонь слишком сильно и долго. А вот западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует по-нимать руки энергично и сильно, а, кроме того, там принято при рукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз.
|