Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии классификации и основные виды устноречевой коммуникации.
Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (творческая) речь. Для осуществления говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения: •ф- наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения; •ф- наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия; •ф- наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определяет процесс говорения, отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.; .ф. наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки. Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. В любом устном тексте можно выделить несколько уровней структуры и содержания: •ф- мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст; •ф- предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении; •ф- смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логическая организация предметных связей в процессе их осмысления; •ф- языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.); •ф- речевой план — своеобразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения, индивидуальные характеристики говорящего; •ф- фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности. В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть проблемы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации, использовать адекватные способы выражения содержания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает Даже хорошим специалистам Защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки, Умения говорения. Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевых механизмов, говорящий и слушающий структурируют передана мую-получаемую информацию, систематизируя отдельные значимые речевые произведения — высказывания. Высказывание — это процесс и одновременно словесный результат решения определенной коммуникативной неречевой задачи языковыми средствами. Информативной единицей коммуникационного процесса считан смысл как отражение действительности в индивидуальном сознании (говорящего или слушающего). Намерения, мотивы инициатора речи формализуются в каждом речевом действии, в каждом акте речи. Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения (высказывания) в ходе речевого акта — обмена продуктами речь между адресантом и адресатом. Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники общения в учебной, профессиональной, социально-культурной сферах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или вое принимая информацию, стремятся получить максимум знаний предмете обсуждения. Оратор (говорящий, инициатор говорения) должен помнить, что взаимопонимание основано на реализации «взаимных ожиданий». Чем полнее, конкретнее, убедительнее будут его слова, те» больший эффект можно ожидать от беседы (переговоров, встречь и т.д.). Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации этой ситуации. Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Он — в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников. Слушающий заинтересован в том, чтобы отчетливо и однозначно распознать, какие именно «кусочки» действительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения ла основе деятельности слухового анализатора. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма). В процессе жизнедеятельности человека беспрерывно создаются ситуации, в которых слушание становится основным фактором реализации успешных контактов, в первую очередь это относится к сфере деловой коммуникации. Результаты исследований, проведенных за рубежом, показали, что инженерно-технические работники, менеджеры различных уровней, социальные работники ежедневно тратят на слушание до 40% времени, но эффективность обратной связи в этом процессе не превышает 25%. Столь низкий процент обусловлен тем, что даже среди специалистов достаточно высокого уровня отсутствует культура слушания. Они «слышат», но не «слушают», т.е. не вслушиваются в слова говорящего с желанием понять, проанализировать, адекватно отреагировать. Недаром еще в начале 1960-х гг. курс «Слушание в официально-деловой коммуникации» был включен в программы подготовки специалистов (особенно управленцев) в США, Японии, Западной Германии. Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию. Человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит, и зачастую слушающий внимает не словам говорящего, а собственным мыслям, не желая ждать, предвосхищая содержание информации, нередко ошибочно. Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера. Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения, предмет общения и т.д. Цель слушания, как правило, реализуется в предмете деятелвдс ти и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении щ| ступающего на слух речевого сообщения, произведенного говорящим, в восстановлении и понимании этой мысли. Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается: основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез. Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи. Механизмами слушания являются общефункциональные механизмы памяти, опережающего отражения и т.д. Продуктом слушания становится умозаключение (ряд умозаключений), к которому приходит человек в процессе слушания и кот-эр* базируется на результатах операций внутреннего оформлен! чужой мысли, отбора (выбора), сличения и установления внутриш нятийных соответствий, смысловых связей. Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых ношений между выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание). Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивами потребностями, психологическими установками, задачами слушающего. Мотивы, потребности в получении конкретной информации связаны с условиями ситуации, сферы деятельности, в которую погружен человек. Например, мотивом внимательного слушания лекции м/б и желание получить знания по данному предмету, и желание продемонстрировать преподавателю свою заинтересованности, в некоторых случаях желание «поймать» говорящего на неточности воспроизведении фактов, цифр, других данных. Мотивом сл-ния в профессиональном или деловом общении становится 2 ние, потребность получения исчерпывающей информации по конкретному вопросу или ряду вопросов. Во время деловых переговоров слушающий имеет возможность, как говорят американцы, слышать, что говорит собеседник, что он хочет сказать, чего он может сказать и чего он не хочет сказать. Здесь имеется в виду смысловое восприятие информации, вероятностное прогнозирован» в процессе слушания. Умения активного, результативного слушания, как и умения разительной устной речи (говорения), грамотного письма или скс рочтения, следует формировать и развивать. б 3. УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: а осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания: если говорящий не представляет, о чем и как собирается говорить, то слушающие не смогут вычленить основной замысел из плохо структурированной речи; а удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста; а объединять смысловые части в целое речевое сообщение; а устанавливать логику развертывания сообщения; А планировать и вербализовать предикативную структуру изложения, т.е. соотносить признаки предмета, его состояние, состав с реальной ситуацией деятельности. Перечисленные умения направлены прежде всего на осмысление (осознание, объективизацию) предмета говорения — того, о чем идет речь. Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов: •ф- социально-культурного — исторических традиций, норм и правил, принятых субъектом общения; •ф индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего; •ф ролевого — особенностей ролевых отношений (условий и условностей общения в зависимости от того, кому адресована мысль — себе, другому человеку или аудитории). Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент. Эти умения необходимо постоянно развивать и нормативно использовать. Например, умения вызова в памяти, выбора и употребления во внешней речи необходимых объектов речевой деятельности (фактов, понятий, значений и т.д.), связанных с формированием коммуникативной компетенции, т.е. умения передачи-приема сообщения, организации взаимодействия в непосредственном или опосредованном процессе обмена предметной информацией вербальным (невербальным) способом. Ниже представлен перечень умений, которые способствуют Формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности и могут использоваться в качестве к{ ев для оценки уровня коммуникативной компетенции: 1. Умения говорения (высказывания), формируемые на 6а; слушания: -ф- запомнить и удержать в памяти содержание устной информации -ф- воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти; -ф- воспроизвести в заданное время усвоенную информацию с эе ходимыми изменениями, дополнениями, компрессией и т.д; -ф- передавать содержание чужой речи с различной степенью ности и полноты, с элементами оценки; ф- производить содержательно-оценочную переработку прослушанного сообщения во внутренней, а затем во внешней реш; -ф- выборочно репродуцировать необходимую часть восприн на слух высказывания с целью присоединения к чьей-либо ч зрения; < ф- обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и пере вать ее в высказывании. 2. Умения говорения, формируемые на базе чтения: ф- понимать и воспроизводить устно содержание прочитаного текста (или его части); -ф- запоминать и держать в памяти (определенное время) содеря ние прочитанного текста; -ф- воспроизводить устно прочитанный текст с использовали плана, визуальных опор, с необходимыми переработками и дополнениями; -ф- использовать прочитанный текст для иллюстрации своих мыслей, сокращая, дополняя, объединяя информацию по изучений или изучаемой теме; -ф- передавать содержание прочитанного ранее без подготовки; -Ф- пополнять, конкретизировать, корректировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст (тексты). 3. Умения говорения, формируемые на базе письма: -ф- сопровождать устный комментарий речевых действий партнеров записью формул, уравнений, цитат; -ф- воспроизводить в развернутом виде краткую конспективною пись в устном монологическом высказывании, переводя текст конспекта из кода символов в словесный код; -ф- комбинировать в устной речи модели высказываний, основанных на письменноречевых моделях (описание, утверждение, доказательство, оценка и т.д.). Умения говорения реализуются, например, на семинарских занятиях, когда студенты воспроизводят учебный материал, у«всими в устной форме (слушание лекций, ответы преподавателя «а вопросы и т.д.). При подготовке к сдаче зачета или экзамена, при ответе (устном) на вопросы преподавателя высказывания студента обязательно опираются на всю информацию, почерпнутую И3 учебной литературы, из конспектов лекций. В этом случае реализуются устноречевые умения разных типов. Кроме того, на эффективность реализации навыков говорения в коммуникативных ситуациях влияют дополнительные факторы. Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя. Его речь является отправной точкой реактивных действий собеседника, поэтому чем правильнее, яснее, грамотнее построены инициативные речевые действия, тем эффективнее будет акт коммуникации. По мнению исследователей, процесс реализации умения говорить тормозится по ряду причин. В первую очередь тем, что человек затрудняется с изложением своих мыслей, если он недостаточно владеет предметным содержанием высказывания. (Правда, психологи утверждают, что даже очень хороший специалист может сбиться, невнятно передавать суть информации, если его замкнутый, нелюдимый, скромный характер и условия работы, не предполагающие постоянного общения, мешают развитию его устноком-муникативной компетенции.) Американский психолог В. Маклини составил перечень вопросов, позволяющих определить наличие-отсутствие барьеров для эффективного говорения в различных ситуациях. Ответ на приведенные ниже вопросы помогут оценить уровень коммуникативной компетенции. 1 Когда вы говорите, следите ли вы за тем, чтобы вас правильно поняли? 2. Подбираете ли вы слова, соответствующие уровню подготовки слушающих? 3. Ясно ли вы выражаетесь? 4. Увязываете ли вы свои мысли, прежде чем их высказывать, чтобы не говорить бессвязно? 5. Поощряете ли вы вопросы слушателей? 6. Различаете ли вы факты и мнения? ". Используете ли вы профессиональный жаргон, непонятный слушающим? 8. Говорите ли вы ясно, точно и вежливо? 9. Следите ли вы за тем, какое впечатление производят ваши слова на слушающего, внимателен ли он? Говорящий, стремящийся к правильности и эффективности Инициативного говорения, должен исключить из своей речи прежде всего общеизвестные ошибки. Нельзя говорить не подумав, не организовав свои мысли; •Ф- не учитывая степени владения предметным содержанием вора у собеседника; •ф- используя слова и выражения, отсутствующие в лексиконе ее собеседников, и при этом не разъясняя их значение; •ф- не следя за реакцией слушателей, стараясь как можно дольше находиться в позиции инициатора общения; •ф- не подкрепляя свою речь наглядными материалами, приметал •ф- не инициируя ответную реакцию собеседников вопросами к аудитории и т.д. Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяет) сколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению •ф- неточность высказываний; •ф- неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат •ф- чрезмерное использование иностранных слов; •ф- неполное информирование партнера; •ф- высокий темп изложения информации; •ф- наличие смысловых разрывов и скачков мысли; •ф- неполная концентрация внимания; •ф- витиеватость изложения; •ф- наличие логического противоречия; •ф- неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие I словами; •ф- отсутствие психологической настроенности на общение «конкретной аудиторией; •ф- неуместное использование слов-паразитов, бытовой, жаргон лексики в официальном общении и т.д. Чтобы быть услышанным и понятым (одним слушающим, тру, пой, многочисленной аудиторией), необходимо соблюдать прлме но такой алгоритм речевых действий: 1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывав убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.; 2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели и предметному содержанию разговора; 3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками; если в речи предполагается испод зовать их стиль, лексикон, терминологию, следует продумать ев высказывания в этом аспекте; 4) выполнить несколько тренировочных упражнений на проднение в речи лексических и грамматических конструкций, соответствующих изложению, описанию, характеристике, рассужден» и т.д. Например, акцентируя внимание на подведении итогов суждения, можно использовать конструкции типа «итак», «таким образом», «как мы договорились», «подведем итоги» и т.д.; 5) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые позволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «не правда ли?», «вы согласны со мной?», «я понятно объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д. Каждое речевое действие воплощается в лексико-грамматических конструкциях, которые целесообразно использовать для преодоления барьеров в устноречевом взаимодействии. Ниже даны некоторые из этих соответствий. Обобщение: все это говорит о...; обобщая все сказанное; таким образом; короче говоря; из всего услышанного; и т.п. У т о ч н е н и е: иначе говоря; я имею в виду; этим я хочу сказать; главным образом; скорее всего; иными словами; допустим; и т.п. Характеристика: рассмотрим характерные черты; как известно; в данной ситуации; в качестве предмета обсуждения возьмем...; наиболее важно то; и т.п. Описание: как говорят ученые; как мы узнали из текста; как утверждает; как показано в таблице; в ходе исследований было установлено; анализ результатов показал; и т.п. Формулировка: тема моего сообщения; я буду говорить о...; об этом принято говорить так; данное понятие обозначает; приведем определение; здесь утверждается, что; и т.п. Сравнение: по сравнению с...; это аналогично; похож на...; отличен от...; такой же, как; сходство (различие) состоит в...; общие (индивидуальные) параметры; и т.п. Утверждение: конечно; разумеется; несомненно; все знают; очевиден тот факт, что; не вызывает сомнений; и т.п. Аргументация: на основании проведенного эксперимента; по имеющимся результатам; я придерживаюсь точки зрения; анализ данных показывает; и т.п. Вывод: вывод состоит в том; как было доказано; отсюда следует; в общем; в итоге; в частности; вообще говоря; и т.п. 6.4. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ Общение — это «улица с двусторонним движением». Чтобы общаться, человек должен выражать свои идеи, свои мысли и свои чувства собеседникам, но в то же время он должен дать возможность и собеседнику выразить свои мысли, свои желания и настроения, а значит, слушать другого. Поэтому слушание является предпосылкой правильной, уместной, интеллигентной речи. Сравним понятия «слушать» и «слышать». К.Дж. Мерфи «т чает, что слышать — значит улавливать ушами звуки, слова и ложения, а слушать — это способность распределять по категориям и отрабатывать всю ту информацию, которую человек слышит и делать заключения, выводы. Если никакие помехи не влияют на обратную связь, т.е. на получение необходимой информации, правильный анализ ее и производство реактивных действий, тс с шание в таком случае называют аудированием. Неправильно», полное, невнимательное слушание затрудняет достижение конструктивных целей коммуникации. Слушание и говорение обычно рассматривают в единстве, кг ваемом устным общением, и соответственно определяют характ устноречевой компетенции человека. Компетенция слушателя теризуется такими отличительными чертами, как умения, напр г ные на осознание содержательно-смысловой структуры речевого мс ла, и заданной темой звучащего текста. Последовательное и целенаправленное формирование умеет слушания, необходимых для участия в коммуникации, предполи учет соотнесенных с конкретной ситуацией вербальных и леве бальных средств общения. Ведущим началом любого общения и любого вида речевой деятельности, т.е. восприятия и порождения информационно-смысловых единств, является коммуникативно-речевое побуждение, мс вы партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме. Чтобы лучше понять специфику умений, формируемых в процессе слушания, следует прежде всего обозначить конкретную речевую ситуацию и соотнести с ней мотивы слушания. Сравни л, типичные для межличностного общения ситуации: 1) деловой профессиональный разговор, для которого характерны мотивы лучения необходимой информации для последующего анализа, переработки и т.д.; 2) лекция, учебное занятие, где превалируют нот вы получения знаний и умений для последующего предъявлен ля во время контроля, оценки сформированной предметной компетенции. Сравним соответствующие этим мотивам наборы формируем умений: •ф- восприятие информации от говорящих (других людей) самого себя, при котором человек воздерживается от выэа ния своих эмоций; •ф- поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее продолжать акт общения; а. незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли. Развитию умений получения информации от собеседника способствует уровень сформированности механизмов памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления, являющегося общим практически для всех видов речевой деятельности. Еще академик Л.В. Щерба отмечал, что ведущим началом усвоения языка (речи) должен быть смысл, понимаемый разными категориями слушающих именно так, как задумал говорящий. С формированием осмысленного восприятия связаны следующие умения:.ф- формулирование темы речевого сообщения; •ф- членение речевых сообщений на смысловые части; •ф определение главной мысли смысловой части и мыслей, детализирующих главную; •ф- установление логики речевого сообщения. Все эти умения направлены на осознание предмета речевой деятельности — ее смыслового содержания. Ошибки в толковании смысла полученной информации нередко приводят к нарушению коммуникации. В ведущих компаниях, предприятиях, фирмах, хорошо известных на мировом рынке, а следовательно, на мировом коммуникативно-деловом пространстве, решению проблем межличностного общения уделяется огромное внимание. Так, корпорация «Сперри» известна как фирма, где «умеют слушать». Специалисты-коммуникаторы этой корпорации установили: чем «правильнее» люди слушают друг друга, тем лучше воспринимают новую информацию, новые идеи. Умение слушать уменьшает стрессы и предотвращает конфликты, помогает сотрудникам, работающим с клиентами, более эффективно преодолевать барьеры общения. У каждого существует глубинная потребность «быть услышанным», поэтому все люди хорошо относятся к внимательным слушателям. Именно внимательные слушатели получают самую нужную и полезную информацию. Умение слушать эффективно — важное умение для делового человека. Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до 55% времени. Человек, прислушиваясь к себе, обнаруживает определенные слова и фразы, которые он использует наиболее часто. Они позволяют лучше осознать направленность собственной мыслительной, Речевой и иной деятельности. В общении важным условием восприятия — порождения высказываний является наличие общего кода коммуникантов в процессе приема и передачи информации Этот код обусловлен сферой общения, средствами и способами по строения связного текста, уровнем культуры, компетентность участников общения. Приемы правильного и эффективного слушания: -ф- одобрение, поощрение собеседника к дальнейшему высказыванию, умение вовремя согласиться с ним, использовать слов одобрения. Слушающий должен подчеркивать свое внимание репликами «Понятно!», «Ах, вот как!», «Интересно...» и др., произносимыми к месту и не слишком часто; •ф- повторение услышанного для того, чтобы собеседник понял что слушающий схватывает значение его слов, может повтор основные идеи, понятия и т.д., выделяет главные факты, например: «Если я вас правильно понял, то...»; -ф- сопереживание, подчеркивающее для собеседника ваше действительное отношение к информации, к его чувствам и переживаниям, например: «Представляю, как вы были взволнованы...»! -ф- обобщение, дающее основу для дальнейшего обсуждения, для обзора того, что было сказано. При этом можно повторить некоторые мысли говорящего, например: «Если я правильно понял главные наши проблемы — это...» Особое внимание уделяют педагоги слушанию в учебной сфере. Свободное речевое поведение человека формируется на протяжении всей его жизни, однако основа его закладывается во время учебы в школе, а затем в учебных заведениях более высокого уровня. Умения слушания лекции можно разделить на группы: 1) извлечение содержательно-фактуальной информации из услышанного текста: •ф- прогнозировать тему, подтему, отдельные факты по заголовку звучащего текста; -ф на стадии смыслового анализа — выявлять тему, подтемы, основные факты, детали, новую и известную ранее информацию, главное и второстепенное; •ф* на стадии компрессии и интерпретации — соотносить получаемую информацию с ранее воспринятой и ранее известной, устанавливать связь между отдельными фактами получаемой информации, объединять отдельные факты в более крупные смысловые блоки; 2) извлечение содержательно-концептуальной информации: •ф- на стадии прогнозирования — предположить точку зрения автора, цель сообщения; А- на стадии смыслового анализа — определять цель сообщения, выявлять главную мысль, точку зрения автора, концепцию сообщения; .ф. на стадии компрессии и интерпретации — обобщать, делать выводы, устанавливать собственное отношение к воспринимаемой ' информации, оценивать сообщение с точки зрения его информативной значимости, проблемности, соответствия интересам коммуникантов. Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими), определяющими успешность развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (слушание, чтение) видов речевой деятельности. На основе слушания формируются такие необходимые, в первую очередь студентам, речевые умения: •ф- умение с необходимой степенью развернутости воспроизвести прослушанное во внутренней речи, а затем перевести во внешнюю в форме пересказа, краткого или детального изложения информации; •ф- умение обобщить и оценить содержание прослушанного, присоединяясь к чьей-то точке зрения или аргументируя собственную; •ф- умение построить краткое или развернутое сообщение по прослушанному материалу; •ф умение воспроизвести по памяти полученную информацию; •ф- умение передать услышанное третьему лицу с различной степенью точности, с элементами оценки и т.д. Все учебные задания, направленные на формирование и развитие речевой компетенции, учитывают в первую очередь степень овладения языковыми навыками. Упражнения, формирующие речевые умения в процессе обучения на разных этапах, включают задания, ориентированные на развитие умений: •ф- понимания языкового материала, в том числе узнавания известных слов (частей слов) в любой грамматической форме; определения значения неизвестных слов по контексту и известным моделям словообразования; понимания структуры предложения и отдельных грамматических форм; •ф- понимания содержания прослушанного текста, в том числе определения темы и основной проблемы сообщения; установления смысловых связей в тексте; •ф- понимания общего содержания текста и выделения определенных фактов из прослушанного; •ф- понимания прослушанного материала на уровне умения объединять значения отдельных слов в смысловое целое; использования необходимых речевых (языковых) средств для восприятий передачи информации. Установим критерии эффективности выполнения перечисленных упражнений: •ф- в учебном речевом действии предметный материал (предметное содержание) — содержание того, о чем говорится в воспринимаемом тексте, — должно быть представлено в наглядной, однозначно понимаемой речевой форме. Напомним, что предметам-) речевой деятельности является мысль как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связяз ц| отношениях. Предметом слушания становятся воспринятое факты, значения, понятия, функции, свойства, явления и т.д. •ф- предметы учебного речевого общения должны иметь ту же структуру, которая свойственна им в естественных ситуациях общения. П р и м е р. В начале занятия студенты прослушали следующее сообщение преподавателя: «Наше сегодняшнее занятие должно будет продемонстрировать, насколько хорошо вы запомнили изученный материал. Повторим общие положения, вя- \ занные с проведением лабораторных исследований воды в городских водоема, а потом попробуем описать алгоритм подобных исследований. Я думаю, тема вызсхет ваш интерес именно потому, что мы каждый день пьем ту воду, которую необходимо исследовать, обеззараживать, очищать». Используя приведенные выше перечни умений, сформируем умозаключения, отражающие суть услышанного: 1) языковый материал сообщения абсолютно понятен, даже если студент пропустил предыдущее занятие, он поймет каждое слово; 2) содержание прослушанного диктует необходимость вспомнить тему предыдущего занятия. Скорее всего, она была связана с необходимостью проведения специальных исследований экологами, которые дают заключение о качестве питье ной 1 воды, потребляемой горожанами; 3) смысловые вехи текста таковы: определенный материал изучен, сегодня: то будут демонстрировать студенты группы в своих ответах, материал будет дополнен информацией и демонстрацией, преподаватель хочет заинтересовать студен-жт, I поэтому связывает тему с реальной жизнью; 4) воспринятое сообщение не нужно передавать немедленно, однако заболевшему однокурснику или тому, кто опоздал к началу занятия, присутствующие смогут сообщить: «Тема та же. Будем повторять. Кажется, будет демонстрироваться опь»г»; 5) собственное умозаключение, связанное с обобщением полученных сведений на уровне установления логики смыслового сообщения и обобщения фактов, м/б таким: «Наверное, мы пьем что-то не очень качественное, если нужны талие сложные исследования, анализы...» И в естественных, и в учебно-речевых коммуникативных ситуациях слушания возникают помехи, которые мешают 100%-ному в»с-приятию и адекватному пониманию услышанного: •ф- физические помехи — температура воздуха в помещении, отвлекающий шум, неожиданные действия собеседников или присутствующих, усталость и т.п.; .ф. умственные помехи — безразличное отношение к теме разговора, озабоченность личными проблемами, излишняя реакция на эмоционально окрашенные слова, сложность излагаемого материала или непоследовательность его изложения; -ф - ориентация на себя, а не на партнера — основная ошибка общения. Если это происходит в процессе слушания, то слушающий: не организует свои мысли; не воспринимает смысл услышанного, больше думает о собственной следующей реплике; обдумывает свои соображения и аргументы, не сделав логических выводов из услышанной информации; желая быть «умнее собеседника», думает о том, где и как можно «улучшить» его слова, а не о том, как его понять; часто вообще не слушает, потому что говорящий ему не интересен или чем-то неприятен; реагирует, переводя разговор на другую тему, если чувствует себя «пойманным» на каких-либо неточностях или упущениях; ложно интерпретирует услышанное, если не доверяет сообщению или собеседнику; ложно воспринимает эмоциональную окраску сообщения, если не может избавиться от собственных эмоций. В любом из перечисленных случаев человек слышит, но не слушает, выстраивает барьеры восприятия, не понимая, что они мешают получить в процессе общения необходимые результаты. Эти помехи можно определить по-другому: неготовность искать истинные причины и связи; нежелание или неспособность понять; неподготовленность к восприятию предмета беседы; предвзятое отношение к собеседнику; ассоциативное слушание; равнодушие к партнеру по общению или к теме беседы; равнодушие к собственным успехам в приобретении коммуникативной компетенции; отсутствие мотивации к получению знаний; отсутствие осознания полезности получаемых знаний для будущей деятельности. Чтобы правильно и эффективно слушать, можно использовать приведенный ниже алгоритм действий: 1) слушая, не расслабляйтесь, примите активную позу; 2) следите глазами за говорящим; 3) старайтесь запомнить главные блоки информации; 4) пытайтесь мысленно опережать высказывание собеседника, а затем сравнивайте его выводы со своими; 5) задавайте говорящему уточняющие вопросы; 6) несколько раз повторите про себя полученную информацию, если она становится руководством к действию; ~) просите родных или друзей задавать вам вопросы, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли услышанное. Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова. В реальных ситуациях главную роль играют новизна информации, ее актуальность. Когда студент слушает лекцию или участвует! в дискуссии на семинарском занятии, сама форма общения заставляет вслушиваться, чтобы достичь учебных целей общения. Но восприятие сообщения на слух, не подкрепляемое визуальными средствами, — сложный процесс. Если одну и ту же информацию прослушали несколько человек, каждый из них по-разному ее воспримет, по-разному будет реагировать. В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, ж> -нимания и реагирования. Выяснительное слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения нов их данных по известной теме, понимания деталей содержания, пожимания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, понимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы. Стремясь вьпс-нить для себя определенные обстоятельства или позицию автора сообщения в целом, слушающий объединяет отдельные моменты информации или, наоборот, детализирует их, делая анализ и оценку услышанного. Результатом такого слушания часто становится непосредственное применение полученной информации в коммуви-кативных ситуациях. Например: 1) из довольно подробной инструкции по выполнению лабораторной работы студент выясняет главное — какой прибор включить в ходе работы. Он немедленно выполняет указание. При этом внимание его напряжено, запоминание — произвольное, т.е. целенаправленное, информация фиксируется только в оперативной памяти; 2) услышав радиорекламу, рекомендующую приобрести к»м-пьютер, человек выясняет, обладает ли эта модель качествами, необходимым лично для него. Если сообщение убеждает его, он совершает конкретное действи е — покупку. Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольств ия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и д]>., установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др. Этот вид слушания не предполагает обязатель- ной реакции на услышанное (реплики, воспроизведения основной идеи, совершения физических действий). Слушающий получает информацию «для себя». Запоминание подученной информации происходит произвольно: объем запомненного материала обусловлен уровнем заинтересованности слушателя или оригинальностью формы подачи сообщения. Ознакомительное слушание можно рассматривать как сумму его подвидов — познавательного, развлекательного, познавательно-развлекательного. В ситуациях реальной коммуникации (лекция, восприятие устного художественного текста, беседа с интересным человеком) новая привлекающая внимание информация запоминается непроизвольно. Фиксация этой информации может происходить как в оперативной, так и в долговременной памяти и зависит не только от установки, но и от эмоционального состояния слушателя. Например, часто перед экзаменом вы не можете запомнить необходимый материал, потому что он не кажется вам интересным. В то же время, услышанное по радио стихотворение, созвучное вашему настроению, запоминается сразу и надолго. Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуациях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера. Каждый из рассмотренных видов активного слушания характеризуется повышенным вниманием слушателя, определенным уровнем запоминания информации, целеустановкой общения, а главное — безусловным пониманием воспринимаемых сообщений.
|