Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I. Методологические проблемы теории коммуникации
Коммуникация выделилась в самостоятельный объект исследования социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, в первую очередь радио, в 20-х гг. XX в. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики, которые термином коммуникация обозначают технические каналы и средства связи. Связь рассматривается как многокомпонентная, составленная из элементов система. Коммуникативное знание носит междисциплинарный характер. Коммуникация является объектом социально-гуманитарных, естественно-научных и научно-технических дисциплин, каждая из которых вычленяет из коммуникации свой объект и предмет исследования. Технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Социально-гуманитарные науки (психология, лингвистика, психолингвистика, социология, социолингвистика, теория политологии, политология, культурология, этнография) рассматривают свои аспекты коммуникации с присущими им особенностями и спецификой. Так, лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации, психология и психолингвистика изучают причины, барьеры, затрудняющие процесс коммуникации, а также мотивированность вербального и невербального поведения коммуникантов. Предметом теории коммуникации является всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией. Данная теория рассматривает универсальную модель коммуникативного процесса, определяет его составляющие, выявляет общие закономерности коммуникативных процессов в различных областях действительности. Базовыми понятиями являются: общение, коммуникация, речевая деятельность, информация, информационный обмен, коммуникативное пространство. Методы теории коммуникации, используемые при исследовании коммуникативных процессов, могут быть общенаучными и частнонаучными. Моделирование позволяет заменить сложный объект упрощенным так, чтобы в целях изучения сохранить главное, отбросив несущественные черты. Метод сравнения позволяет судить о сходных и различных признаках объектов изучения, например, сравнивать вербальную и невербальную коммуникацию. Системный подход позволяет раскрыть многообразие и сущность связей, относящихся к коммуникативному акту, рассматриваемому как единое целое, но состоящему из определенных элементов. Сравнительно-исторический метод позволяет выделить основные этапы развития коммуникации как социального явления, отразить эволюцию форм и средств коммуникации, а также объем информации. К частнонаучным методам относятся: Социологический метод. Он представляет собой совокупность приемов исследования, направленных на сбор и анализ данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Коммуникативно-интерпретативный метод, восходящий к герменевтике, используется для истолкования, интерпретации информационных сообщений. Контент-анализ обращен к содержательной стороне информации. Интент-анализ направлен на изучение проблемы целенаправленности вербальной коммуникации. Социолингвистический подход помогает изучить влияние социальных характеристик участников на процесс вербальной коммуникации.
|